Дэвид Томпсон
«ДЕНЕЖНАЯ PЕФОРМА» ГЕНРИХА VIII
«Преобразование» британской чеканки Генриха
VIII началась в 1544 году. Король отчаялся отыскать средства для своей армии,
прибегнув к заведомой порче монет, заключавшейся в снижении содержания серебра
в монетном сплаве с девяти унций в 1544 году до чуть более четырех унций всего
двумя годами позже. Золото подвергалось менее резким переменам, но и его
содержание в монетах упало с 23 каратов в 1544 году до 20 каратов в 1546 .
В то же самое время была представлена новая структура номиналов,
например, у ангела номинал был увеличен с 6 шиллингов и 8 пенсов до 8
шиллингов, что снова призвано было возместить расточительность монарха. В то же
время выпускалась новая монета была выпущена со старой стоимостью – георгнобль,
названный так по представленному на обороте Святому Георгию, поражающему
дракона. Однако должно быть отмечено, что запланированная половина георгнобля
оцененная в 3 шиллинга и 4 пенса, кажется никогда не была выпущена монетным
двором и известна в одном экземпляре.
Пересмотренная чеканка ангела производилась в соответствии с,
провозглашенным в мае 1544 года, набором серебряных монет пониженного качества
(по девятиунциевой пробе): тестон, гроут, полугроут, пенни и полупенни. Наряду
с ангелом чеканился соверен и две его фракции, половина ангела и, по-новому
называемая «ангелет» четверть
ангела.
На ангелете был изображен Святой Михаил на лицевой стороне и
парусное судно (часто и неправильно принимаемое за изображение «Мэри Роуз») на
оборотной. Легенда на лицевой стороне гласит «HENRICVS VIII D GRA AGL» и
продолжается на обороте – «FRANCIE Z (или ET) HIBERNIE REX» («Генрих VIII Божьей милостью Англии,
Франции и Ирландии король» – английские короли традиционно претендовали на
французский престол – Прим.перев).
Ангелет – весьма не легко раздобыть для коллекции. Большие
количества монеты презираемой публикой, чья оценка все более и более
обесценивавшейся чеканки Генриха была небывало низкой, по-видимому были
возвращены на монетный двор для перечеканки. Ангелет, однако, существует в двух
разновидностях. На одной ангел одет в доспехи, на другой – в простую тунику.
Генри VIII
сделал только один выпуск ангелета; монета вышла из употребления при правлении
его преемников Эдуарда VI и Мэри. При Эдуарде, однако, стоимость ангела была
увеличена до 10 шиллингов. Елизавета I повторно переоценила ангелет в два шиллинга
и 6 пенсов, сохранив тот же самый дизайн, что и у более ранних выпусков.
История чеканки ангелетов Елизаветы I сомнительна. Не известно
никаких выпусков периода 1558-1561 годов, хотя нельзя сказать, что тогда
ангелет не чеканился. Имеется, однако, значительное количество монет, выпущенных
между 1566 и 1578 годами, а также после этого. Четвертый и пятый выпуск
Елизаветы I
(1578-1582 и 1583-1600), фактически показывает, что четверть ангела
заняла довольно устойчивую позицию на рынке, соревнуясь даже с равной ей по
стоимости серебряной полукроной.
Это сражение, конечно, было в конечном счете выиграно серебряной
монетой, менее восприимчивой к переоценке и, из-за ее крупного размера, имевшей
меньшую вероятность быть случайно потерянной. Последние ангелеты были выпущены
в 1600 году и сопровождали в обращении серебряные полукроны до 1601.
Половина кроны,
конечно, не была новой монетой даже в золоте. Действительно, тогда же когда
Елизавета I
чеканила 23-каратный ангелет, она выпускала и 22-каратную золотую полукрону,
также, как и ее отец, Генрих VIII, и брат, Эдуард VI.
Первой монетой, оцененной в том, что мы теперь назвали бы
«половиной кроны», была четверть риала первого периода правления короля Эдуарда
IV (1461-1470). Она чеканилась в течение одного из тех периодов, когда
повышающаяся цена на золото привела к серьезной нехватке ходовой монеты,
поскольку все кому не лень изымали ее из обращения и переплавляли в слитки. В
качестве противодействующей этому меры нобль в 1464 году был переоценен с 6
шиллингов и 8 пенсов до 8 шиллингам и 4 пенсов. В следующем году новый номинал
был представлен и риалу, его половине и четверти.
Эта последняя монета – четверть нобля – внесена в некоторые
каталоги рядом с более ранней монетой.
Они дифференцированы как «тяжелая» чеканка, характерная четвертью нобля, и
«легкая», которая характеризуется четвертью риала. Подобие в дизайне говорит об
их близости, но неравенство номинала, однако, противоречит этому.
Существуют три разновидности четверти риала Эдуарда IV. Один, с изображением
королевского герба на лицевой стороне, уникален, другие два, с литерой «E»,
редки, но, вообще, возможны для приобретения.
Это были первые из выпусков монет с номиналом в два шиллинга и
шесть пенсов до появления кроны в 1526 году, а половина кроны была краеугольным
камнем первой денежной реформы Генриха VIII.
Это, также, было не особенно внушительная монета. Подобно
ангелету, она не имела на аверсе портрета короля, а лишь коронованную розу
Тюдоров на лицевой стороне и коронованный гербовый щит на обороте.
Легенда, однако, является довольно привлекательной: «RVTILANS ROSA SINE SPINA» – «Ослепляет роза без
шипов».
Разновидности по меткам монетных дворов или инициалам короля
относительно обычны и, казалось бы, монетный двор Тауэра сделал все возможное,
чтобы тираж монеты был как можно более велик.
К сожалению, публика восопротивилась монете. Как и в случае с
ангелетом, номинал был полезен, но монета из-за своего крошечного размера была
очень неудобна. Из-за ограниченного обращением, поэтому, монета теперь довольно
редка, хотя, однако, и не слишком дорога. Кажется, коллекционеры тоже
недолюбливают ее и, прежде всего, из-за отсутствия портрета!
Между 1544 и 1547 годами монетными дворами Бристоля и Соутварка
был сделан новый выпуск золотой полукроны. Незначительные разновидности,
встречаемые в изобилии, предполагают значительно больший объем чеканки, чем
можно предположить по существующим свидетельствам. Заключительная чеканка с
именем Генриха VIII
была осуществлена при его сыне Эдуарде VI, как юбилейный посмертный выпуск,
возможно столь же потрясающий как и остальные монеты этого ряда. Но снова
монеты пылятся на задворках нумизматического рынка.
Эдуард VI не занимался дизайном монеты первого выпуска с его
собственным именем (1547-1549). Однако, в 1549 году в обращение поступила новая
монета с портретом короля-мальчика, помещенным на лицевой стороне, рыночная
стоимость которой сразу же подскочила.
Имеются две основных разновидности этого выпуска. На первой портрет Эдуарда
окружен традиционной для лицевой стороны легендой, содержащей имя монарха и его
титул - в данном случае: «EDWARD
VI DG AG FR Z HI REX».
На обороте – коронованный щит, окруженный легендой «SCVTVM FIDEI PROTEGET EVM»
(«щит веры защитит его»). Вторая разновидность, что замечательно, меняет эти
легенды местами.
В 1550 году, Эдуард VI все же сделал другой выпуск золотой
полукроны, вернувшись к «беспортретному» стилю своего отца. Тому времени,
однако, в обращение уже поступила серебряная полукрона (первые выпуски
появились в 1551 году) и интерес к этой золотой монете заметно упал. Этот
заключительный выпуск Эдуарда VI
очень редок, так как серебряные полукроны чеканились Эдуардом в огромных
количествах, а золотая монета, с другой стороны, была теперь просто каплей в
море. Подобная практика продолжалась в течение последующих 70 лет.
«World Coin News»
Перевод с английского ©
Алексеев С.В
"УНИКУМ"№2'2000
Статьи различных
авторов на «Британскую» тематику читайте в очередных номерах нашего журнала. Из
них вы узнаете о средневековых монетах Ирландии, первой золотой монете Англии,
почти 500-летней истории самого распространенного номинала Британии – шиллинга
и многом-многом другом.