ПЕЧАЛЬНЫЙ ЮБИЛЕЙ
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья

МОНЕТЫ КОРОЛЕВЫ ВИКТОРИИ

И ДИНАСТИЯ ЕЕ ПРИДВОРНЫХ МЕДАЛЬЕРОВ

22 января 1901 года на рубеже двух величайших в истории человечества перестало биться сердце маленькой пожилой женщины — королевы Виктории. Окончилось самое долгое в истории Англии правление, по праву названное Викторианской Эпохой. Под властью женщины, устало лежащей на смертном одре, находились помимо Великобритании огромные территории по всему свету — Индия, Австралия, Канада, Африканские колонии, Азиатские колонии, колонии в Южной Америке и Тихом океане... Поистине, над Великой Империей никогда не заходило солнце. При наследниках королевы, впервые в истории Британии возложившей на себя императорскую корону, Британская Империя расширится, но уже никогда не достигнет былого величия и, в конце концов, после череды реформ, сожмется до размера острова-метрополии — части Британского Содружества. Уже правнук королевы — Георг VI — не удержит на голове корону Индии и британские монархи потеряют титул императоров, а праправнучка станет лишь символом государства, практически не имея реальной власти...

Но оставим сентенции историкам и политологам. Для нас — коллекционеров — Виктория тоже означает целую эпоху. Редкий нумизмат не пленялся огромным разнообразием монет Британии, львиная доля которых отмечена царственным профилем «Королевы Викки».

Виктория — далеко не первая британская королева, портрет, которой появился на монетах этого островного государства. После Марии Тюдор (1553-1558), правившей после своего малолетнего брата Эдварда VI почти 5 лет и получившей в народе прозвище «Кровавой», трон Англии долгие (и не худшие для страны) 45 лет занимала ее сестра Елизавета I (1558 - 1603) — «королева-девственница». В конце XVII столетия (1689-1694) пять лет совместно со своим мужем, штадтгальтером Нидерландов Вильгельмом Оранским (будущим Вильгельмом III), правила Мария II, а в начале XVIII — 12 лет королева Анна (1702-1714) — последняя из династии Стюартов.

После Анны, казалось, женские портреты навсегда исчезли с английских монет. Так продолжалось больше века Но в 1837 году скончался третий сын короля из Гановерской династии Георга III Вильгельм IV, не имевший детей и ему наследовала юная племянница Виктория, только за месяц до этого достигшая совершеннолетия.

На первых монетах правления Виктории мы видим портрет 18-летней девушки работы королевского медальера Уильяма Вайона, резавшего штемпеля и для монет Вильгельма IV. Медальер изготовил скульптурный портрет юной королевы, ставший классическим, для медали в честь коронации Виктории в 1837 году. Традиционно для британских монет, регулярная чеканка с портретом нового монарха началась в следующем, 1838 году (хотя известны некоторые пробные монеты, датированные 1837 годом). В этом году увидела свет почти полная серия монет: медных — фартинг (1/4 пенни), 1/2 пенни и пенни, серебряных — 3 пенса, 4 пенса (гроут), 6 пенсов и шиллинг, а также золотых — 1/2 соверена и соверен. Естественно, обновили портрет и на традиционной «пасхальной» серии серебряных монет (1, 2, 3 и 4 пенса) — «Maundy Money». Затянулась работа над крупными серебряными монетами — полукроной и кроной, которые появились только в 1839 году. В том же 1839 году монеты с новым портретом начали чеканить для колоний: острова Мэн (фартинг, 1/2 и 1 пенни), Цейлона (1/4, 1/2 фартинг и 1½ пенса), в 1840 — для Ост-Индской Компании (Британская Индия), 1841 — Гибралтара, 1845 (слегка модифицированный портрет в диадеме) — Малайи (Straits Settlements)...

Вообще правление Виктории неотделима от истории династии медальеров Вайонов.

Уильям Вайон, сын медальера Томаса Вайона, начал работать еще при короле Георге III в 1816 году и творил до 1851 года. За этот период из его рук вышел целый ряд восхитительных работ: крона 1817 года, реверс медных монет с сидящей Британией 1820-ых годов, «львиные» 6 пенсов и шиллинг Георга IV, а также Уна и Лев на обороте знаменитых 5 фунтов 1839 года. Все они, конечно, совершенно различны по степени проработки, но позволяют понять, почему современники Вайона, которые избрали его в Королевскую Академию, неизменно питали глубокое уважение к мастеру, а современные нумизматы вспоминают о нем с такой привязанностью. Его репутация прочно связана с портретами королевы Виктории его работы на монетах.

Работать для будущей королевы Вайон начал рано: создав портрет тринадцатилетней принцессы еще в 1831 году, он вырезал ее портрет для медали в честь восемнадцатилетия. Кто мог знать, что этому портрету суждена долгая жизнь и уже месяц спустя медальеру предстоит работа над коронационной медалью со слегка измененным портретом, а, затем, над монетами, поступившими в обращение летом 1838 года.

В 1847 году медальер создал коронованный бюст Виктории в вычурном готическом стиле, утвержденный для «представительской» кроны этого года, отчеканенной в «Proof» и, позже, для «готического» флорина 1849 года. Однако портрет для чеканки 1838 года, несомненно, заслуживает первого приза. Вайон был явно вдохновлен своим восхищением от неоклассического стиля его наставника Флэксмана, когда создавал незагроможденный и хорошо сбалансированный портрет, теперь широко известный у нумизматов как «Молодая голова (Young Head»). Красота портрета тонко льстила королеве, скрывая некоторые ее недостатки, и поэтому он так нравился ей, что только к своему шестидесятилетию Виктория позволила окончательно прекратить чеканку монет с этим портретом. «Вы всегда представляете меня благоприятно» — сказала однажды Вайону эта женщина до мозга костей.

В 1851 году Уильям Вайон скончался, но слава мастера была так высока, что часть ее (и заслуженно) перешла на его старшего сына Леонард Чарльза Вайона, который родился в одном из зданий Королевского Монетного двора в 1826 году. Медальерному искусству мальчика обучал отец и Леонард унаследовал много навыков гравировки штемпелей. К 16-летнему возрасту он уже сделал несколько медалей и часть его ранних работ хранится в собрании Британского Музея. В 1844 году после отставки Мерлена он стал вторым гравером Монетного двора. Уже в возрасте 24 лет он, вслед за отцом, получил должность «гравера образцов». Звание «Гравер Королевского Монетного двора» он сохранил до самой смерти.

Вклад Леонарда в британскую чеканку был не менее велик, чем у его отца. Одна из работ Леонарда Чарльза Вайона, с которой англичане сталкивались чуть ли не ежедневно до недавнего времени — бронзовый пенни (в отличие от медного с портретом работы его отца), обычно известный как «пенни булочки» из-за стиля прически королевы. Об истории этой монеты стоит рассказать подробно, хотя бы потому, что монета находилась в обращении до самой «децимализации» (1971 год), то есть приблизительно 110 лет после ее первого появления (об этом говорит крайне плохая сохранность большинства из этих монет).

К концу 1850-ых стало ясно, что медный пенни (а также 1/2 и 1/4) были теперь слишком велики, чтобы быть приемлемой монетой для повседневного использования. Медь также стала довольно дорогим металлом для таких незначительных номиналов. Примечательно, что в чистом виде она использовалось для монет Англии с 1672 года. В течение первого периода правления три медных номинала все еще несли прекрасный портрет работы Уильяма Вайона, хотя прошло более двадцати лет с коронации.

В 1860 году Парламент пропустил акт или «расширенное постановление, касающееся медной монеты и монеты из смешанных металлов». Л.Вайон был приглашен для подготовки проектов новых бронзовых номиналов. Было предусмотрено, однако, что ни в коем случае не новые монеты не будут сильно отличаться от старых по дизайну.  Одним из условий было сохранение на обороте фигуры Британии, символизирующей ее прозвище «Владычица морей», которая непрерывно помещалась на медной монете со времен правления Карла II. Кроме того рядом с Британией поместили маленький парусный кораблик, возвращаясь к дизайну 1797 года.

Сама королева проявила высочайший интерес к работе над дизайном новой разменной монеты и даже провела несколько сеансов позирования для Леонарда Вайона. Художник представил на одобрение Ее Величества множество проектов, один из которых она приняла благосклонно. В 1860 году на Королевском Монетном дворе была отчеканена первая бронзовая монета Британской Империи, которая поступила в обращение в декабре.

Образец монеты в 1 пенни был отчеканен, представлен королеве и одобрен, однако, эта историческая монета не сохранилась, так как была попросту украдена при пересылке обратно на монетный двор. Расстояние в 3 мили (менее 5,5 км) оказалось для нее непреодолимым.

Л.Вайон перестарался при изготовлении новых бронзовых монет, выгравировав оригинал штемпеля настолько глубоко, чтобы он при чеканке треснул, выдержав всего несколько оттисков. Поэтому, он должен был начать все заново и только после того, как гравер сделал новый, более мелкий штемпель, началось массовое производство бронзовой монеты.

Такова вкратце история рождения бронзового пенни, как мы ее знаем. Среди Пенни этого периода существует большое количество разновидностей, который попали в обращение. Однако они слишком многочисленны и незначительны, чтобы останавливаться на них.

Леонард Вайон гравировал штемпеля также для золотых и серебряных монет, чеканенных в честь Золотого Юбилея правления королевы Виктории в 1887 году. Эта чеканка, проект которой был подготовлен скончавшимся Джозефом Эдгаром Боэхмом, вызвала настоящий шквал неодобрения, направленного в частности против изображения королевы. Как этот дизайн лицевой стороны пропустила сама королева — остается тайной. По крайней мере Вайон всего только гравировал то, что ему приказывали и не ответственен за дизайн непосредственно.

Королева изображена, как может быть замечено, с очень маленькой короной, громоздящейся на макушке ее головы, на черной вдовьей шали, которую Виктория носила из уважения к своему рано скончавшемуся мужу, принцу Альберту. Прикройте корону пальцем и портрет королевы ничем не будет отличаться от портрета простой вдовы в трауре. Осуждение поэтому было обращено на смехотворно маленькую корону. Эта корона все еще существует и находится в Сокровищнице Короны в Тауэре. Королева носила ее в подходящих случаях, потому что считала корону полного размера слишком тяжелой для себя. Уже в 1889 году бюст королевы был несколько изменен и продержался на монетах до 1892 года.

Если бы не крона и три крупных золотых монеты, на обороте которых помещен Святой Георгий с драконом, ни один из проектов лицевых сторон или реверсов чеканки Юбилея 1887 года не принадлежал работе Пиструччи. На соверене коронованный гербовый щит сохранялся до 1871 года, а подобный щит чеканился на полусоверене до 1893. На двойном флорине и флорине (2 шиллинга) четыре гербовых щита составили крестообразный набор, возвращающий нас к дизайну 1662 года. То же самое относится к готическим кроне и флорину.

Леонард Чарльз Вайон, подобно своему отцу до того, подготовил многие штемпеля, использовавшиеся для чеканки монет для различных частей Британской Империи. Многие из них использовались при чеканке монет из золота, серебра, меди, бронзы и никеля самых различных номиналов, еще много лет после смерти плодовитого мастера. Штемпеля были подготовлены Леонардом Вайоном по его собственным проектам, моделям других художников или рисункам сделанным для него другими художниками Великобритании и Британских заграничных правительств. Вот краткий перечень его «крестников»: Австралия, Британская Восточная Африка, Британская Гвиана, Вест-Индия, Британский Гондурас, Британская Индия, Британские национальные Индийские государства — Алвар, Биканир, Двас и Дхар, Канада и ее провинции — Новый Брунсвик, Ньюфаундленд, Новая Скотия, Остров Принца Эдуарда, Цейлон, Кипр, Гонконг, Ямайка, Джерси, Мальта, Маврикий и Страйт-Сеттлементс.

Вайон произвел также огромное количество образцов и пробных монет, например, шиллинг 1865 года, портрет для которого стал прототипом портрета на большинстве колониальных монет, хотя так никогда и не появился на монетах Великобритании. Вайону принадлежит несколько проектов десятичных монет Великобритании, предвосхитивших «децимализацию» 1971. Его работа над медалями также очень значительна. Кроме всего прочего Вайон разработал множество монет для иностранных правительств.

Крайне интересен так и не утвержденный проект международной (1867) серии монет с двойным англо-французским номиналом: 10 пенсов/1 франк, 2 флорина/5 франков и пр., никелевой разменной монеты, монет Золотого Юбилея малых номиналов (фартинг, полпенни и пенни), кстати, с большой короной.

Одна из наиболее необычных работ Вайона относится еще к 1843 году, когда молодой художник имел всего лишь шестнадцать лет от роду, и представляет собой медаль с портретом на аверсе французского короля Людовика XVIII (тогда уже умершего) и легендой «W. WYON R.A. CUDI JUSSIT» (принадлежит не Уильям Вион, как ошибочно заявлено в большинстве каталогов). Ниже линии шеи: «LEONARD C. WYON 1843», а с другой стороны копия лицевой стороны кроны Оливера Кромвеля работы Томаса Саймона, очень хорошо скопированная. Эта чеканка имеет большой интерес и чрезмерно редка.

Леонард Чарлз Вайон умер 20 августа 1891 года, но некоторые из его проектов использовались и после 1901 года.

Только в 1893 году появился новый (и последний из «викторианских») типов аверса монет Британии, принадлежащий руке медальера Томаса Брока. Он изображал 70-летнюю королеву с диадемой на голове, задрапированную мантильей. Собственно говоря, это было всего лишь подражание работам Вайона-младшего. Серия со «старым портретом» Виктории, выпускалась до самой смерти королевы в 1901 году.

  г Алексеев С.В.

 "УНИКУМ"№1'2001



Сайт управляется системой uCoz