В.Нахимовская
ГЮНТЕР
РЕЙНДОРФ
На страницах
печати промелькнули сообщения о подготовке Эстонии и выпуску в обращение
собственных банкнот. Речь шла о заключении соглашения о печати эстонских крон с
одной из зарубежных фирм. Эскизы новых купюр достоинством в 1, 2, 5, 10, 25 и
100 единиц выполнены художником Урмасом Ппоомипуу и Владимиром Тайгером. На
банкнотах воспроизведены деятели культуры и архитектурные памятники Эстонии.
В связи с этим событием уместно вспомнить
о денежных знаках, имевших хождение
республике после провозглашения 24 февраля 1918 г. ее независимости.
Поначалу в обращении были различные выпуски русских денег, немецкие оккупационные
марки, финские марки, долговые обязательства и векселя государственной казны, и
даже деньги, выпускаемые различными предприятиями.
Первые казначейские билеты появились в
обращении весной 1919 г. В создании их принимали участие выдающиеся эстонские художники,
среди которых были, Кристиан Рауд (1865-1943), Николай Трийк (1884-1940), Гюнтер
Рейндорф и другие. На жизни и творчестве одного из них, связанного с нашим
городом, хотелось бы остановится более подробно.
Гюнтер-Фрндрих Рейндорф родился 26
января 1889 г, в Петербурге, однако уже в 1897 г. семья навсегда переехала в Ревель
(позднее Таллин). После занятий в реальной школе Рейндорф возвращается в
Петербург и в 1905 г. поступает в прославленное Центральное училище
технического рисования барона Штиглица. Среди его педагогов был профессор П. Б.
Ламбин (1862-1923). Блестяще закончив училище в 1913 г.. Рейндорф получает
право на поездку во Францию и Испанию, где проводит 1914-1915 гг. После
возвращения, прослужив некоторое время сначала в Петроградской "Экспедиции
заготовления государственных бумаг", а затем - в Московской, где им были
созданы эскизы первых Советских денежных знаков и марок, первого герба
Советской России, в 1920 г. художник
вернулся в Tаллин, в котором прожил до конца своих дней.
Рейндорф преподавал в Таллинском
художественно-промышленном учипище, а с 1922 по 1932 гг. был художником-консупьтантом
Государственной типографии, где печатались казначейские билеты. За относительно
короткий довоенный срок Рейндорф посетип Германию, Англию, Австрию, Швейцарию,
Италию, Швецию, Финляндию. Несомненно, поездки эти обогатили творчество и
создали предпосылки для последующего расцвета
деятельности художника.
В 1926 г. Рейндорф завоевал Первую
премию на конкурсе денежных знаков Эстонии. Выпущеиные впоследствии по его
эскизам банкноты в 50 крон (1929), 20
крон (1932) и 10 крон (1937) впечатляют высоким уровнем мастерства, филигранным
стилем, большими художественными и
полиграфнческими достоинствами. Они занимают видное место в Эстонской
графике. Как свидетельство замечательного мастерства пейзажного рисунка воспринимается
тонко проработанная картина северного
побережья Эстонии, воспроизведенная на банкноте в 50 крон. Романтически возвышенно, с особой теплотой передает
художник монументалъность и суровость родной природы.
Природа Эстонии у Рейндорфа тесно
связана с ее народом, с его укладом жизни. На десяти- и двадцатикроновых банкнотах
помещены собирательные образы эстонских крестьян, ярко отражающих черты
национального характера. Народный костюм, с красочным кокошником, серпом и
снопом удачно дополняют женский портрет, воспроизведенный на одной из них;
пастушеский рожок и фигуры животных соседствуют с портретом пастуха,
символизирующего успехи сельского хозяйства республики.
Творчество Рейндорфа обладало широким
диапазоном. Помимо многих графических листов, эскизов ассигнаций он является
автором нескольких серий эстонских марок, большого числа воинских знаков и
экслибрисов, различных дипломов и рекламных листов. Среди наиболее
значительных графических работ - иллюстрации
и сказкам А. С. Пушкина. Во всех видах искусства для Рейндорфа характерно
неизменное чувство стиля и специфики жанра, яркое своеобразие. И это неудивительно,
ведь его стиль оформился еще в. 1910-20 гг. под влиянием модерна и арт деко,
творчества таких непревзойденных мастеров, как Сергей Чехонин и Иван Бипнбин.
В заключение необходимо отметить, что
карьера (в хорошем смысле) Рейндорфа в условиях Советской Эстонии сложилась
вполне благополучно. Народный художник Союза, профессор, кавалер ордена
"Знак Почета", член-корреспондент
Академии Художеств СССР - таков неполный перечень почетных
званий художника.
Умер
Гюнтер Рейндорф 14 марта 1974 года.
"УНИКУМ"№3'1997