ОТЦЫ ПОВСЕДНЕВНОГО

Предыдущая статья

К оглавлению

Следующая статья

 

В.Нахимовская        

ГЮНТЕР РЕЙНДОРФ

 На страницах печати промелькнули сообщения о подготовке Эстонии и выпуску в обращение собственных банкнот. Речь шла о заключении соглашения о печати эстонских крон с одной из зарубежных фирм. Эскизы новых купюр достоинством в 1, 2, 5, 10, 25 и 100 единиц выполнены художником Урмасом Ппоомипуу и Владимиром Тайгером. На банкнотах воспроизведены деятели культуры и архитектурные памятники Эстонии.

В связи с этим событием уместно вспомнить о денежных знаках, имевших хождение  республике после провозглашения 24 февраля 1918 г. ее независимости. Поначалу в обращении были различные выпуски русских денег, немецкие оккупационные марки, финские марки, долговые обязательства и векселя государственной казны, и даже деньги, выпускаемые различными предприятиями.

Первые казначейские билеты появились в обращении весной 1919 г. В создании их принимали участие выдающиеся эстонские художники, среди которых были, Кристиан Рауд (1865-1943), Николай Трийк (1884-1940), Гюнтер Рейндорф и другие. На жизни и творчестве одного из них, связанного с нашим городом, хотелось бы остановится более подробно.

Гюнтер-Фрндрих Рейндорф родился 26 января 1889 г, в Петербурге, однако уже в 1897 г. семья навсегда переехала в Ревель (позднее Таллин). После занятий в реальной школе Рейндорф возвращается в Петербург и в 1905 г. поступает в прославленное Центральное училище технического рисования барона Штиглица. Среди его педагогов был профессор П. Б. Ламбин (1862-1923). Блестяще закончив училище в 1913 г.. Рейндорф получает право на поездку во Францию и Испанию, где проводит 1914-1915 гг. После возвращения, прослужив некоторое время сначала в Петроградской "Экспедиции заготовления государственных бумаг", а затем - в Московской, где им были созданы эскизы первых Советских денежных знаков и марок, первого герба Советской России,  в 1920 г. художник вернулся в Tаллин, в котором прожил до конца своих дней.

Рейндорф преподавал в Таллинском художественно-промышленном учипище, а с 1922 по 1932 гг. был художником-консупьтантом Государственной типографии, где печатались казначейские билеты. За относительно короткий довоенный срок Рейндорф посетип Германию, Англию, Австрию, Швейцарию, Италию, Швецию, Финляндию. Несомненно, поездки эти обогатили творчество и создали предпосылки для последующего расцвета  деятельности художника.

В 1926 г. Рейндорф завоевал Первую премию на конкурсе денежных знаков Эстонии. Выпущеиные впоследствии по его эскизам  банкноты в 50 крон (1929), 20 крон (1932) и 10 крон (1937) впечатляют высоким уровнем мастерства, филигранным стилем, большими художественными и  полиграфнческими достоинствами. Они занимают видное место в Эстонской графике. Как свидетельство замечательного мастерства пейзажного рисунка воспринимается тонко проработанная картина  северного побережья Эстонии, воспроизведенная на банкноте  в 50 крон. Романтически возвышенно, с особой теплотой передает художник монументалъность и суровость родной природы.

Природа Эстонии у Рейндорфа тесно связана с ее народом, с его укладом жизни. На десяти- и двадцатикроновых банкнотах помещены собирательные образы эстонских крестьян, ярко отражающих черты национального характера. Народный костюм, с красочным кокошником, серпом и снопом удачно дополняют женский портрет, воспроизведенный на одной из них; пастушеский рожок и фигуры животных соседствуют с портретом пастуха, символизирующего успехи сельского хозяйства республики.     

Творчество Рейндорфа обладало широким диапазоном. Помимо многих графических листов, эскизов ассигнаций он является автором нескольких серий эстонских марок, большого числа воинских знаков и экслибрисов, различных дипломов и рекламных листов. Среди наиболее значительных  графических работ - иллюстрации и сказкам А. С. Пушкина. Во всех видах искусства для Рейндорфа характерно неизменное чувство стиля и специфики жанра, яркое своеобразие. И это неудивительно, ведь его стиль оформился еще в. 1910-20 гг. под влиянием модерна и арт деко, творчества таких непревзойденных мастеров, как Сергей Чехонин и Иван Бипнбин.       

В заключение необходимо отметить, что карьера (в хорошем смысле) Рейндорфа в условиях Советской Эстонии сложилась вполне благополучно. Народный художник Союза, профессор, кавалер ордена "Знак Почета", член-корреспондент  Академии  Художеств  СССР - таков неполный перечень почетных званий художника.              

Умер Гюнтер Рейндорф 14 марта 1974  года.                                     

 

 "УНИКУМ"№3'1997

 

Сайт управляется системой uCoz