БОНИСТИКА

Предыдущая статья

К оглавлению

Следующая статья

 

Уве Броннерт

ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ ПОЛЬСКОГО ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВА В 1939-1945 гг.

Продолжение. Начало в №3’1999

Рейхскредиткассы в Генерал-губернаторстве были введены прежде всего. Правление было перенесено 6 ноября в Краков, резиденцию правителя Генерал-губернаторства. Генерал-губернаторство с 20 ноября было отделено валютной границей от присоединенных восточных областей и злотый там оставался законным средством оплаты, наряду с билетами рейхскредиткасс.

Все обращение в билетах рейхскредиткасс составляло не более чем 45 миллионов рейхсмарок, поэтому уже в октябре 1939 года были приняты меры к ограничению обращения злотого. Рейхскредиткасса переходили поэтому к тому, чтобы использовать для оплаты только свои билеты, отводя злотому роль вспомогательной валюты. Однако изъятие злотого из обращения в присоединенных восточных областях привело к «перекачке» его, несмотря на строжайшие запреты, в обращение Генерал-губернаторства, что привело к росту денежной массы с 600 миллионов злотых до 1 миллиарда.  Обсуждались различные меры противодействия этому. Простейшая из них, штемпелевание банкнот специальными надпечатками, была отвергнута, как технически доступная фальшивомонетчикам.

В наступившем новом 1939/40 году в Генерал-губернаторстве продолжился прирост в обращении денежной массы, а также скорость ее обращения, в то время как товарооборот снижался. В результате того появились первые признаки инфляции, что неудивительно: в этой области, которая охватывала только четверть площади довоенной Польши и всего лишь 39 процентов населения, теперь обращалась большая часть банкнот выпущенных перед войной банками Польши, а также значительная часть монет.

21 декабря 1939 года Советский Союз объявил отмену обращения злотого в аннексированной Восточной Польше, вследствие чего польские деньги, особенно с высокими номиналами, хлынули в Генерал-губернаторство. Так как банкноты в 500 и 100 злотых по немецким оценкам теперь составляли 58 процентов общего обращения, они отменялись постановлением от 10 января 1940 года. При этом шла речь о банкнотах в 500 злотых с датой выпуска 28 февраля 1919 года и банкнотах в 100 злотых 28 февраля 1919, 2 июня 1932 и 9 ноября 1934 годов. Их нужно было депонировать в период с 22 по 31 января 1940 года в рейхскредиткассы и другие  кредитные учреждения. Из большого количества крупных банкнот в денежном обращении области были оставлены только 100 злотых с датами выпуска 2 июня 1932 и 9 ноября 1934 года, снабженные в Берлине красной двухстрочной диагональной надпечаткой: «Выпущено Генерал-губернаторством для оккупированных польских областей» (Рис.5) Всего в Варшаве было депонировано 70 миллионов злотых, а во всем Генерал-губернаторстве – примерно 150 миллионов. К обмену было взыскано примерно 650 миллионов злотых, в то время как приблизительно 500 миллионов осталось на руках у населения. Начиная с марта 1940 года внезапно появились замечательно выполненные фальшивки, которые, пожалуй, по большой части следует отнести на счет польского движения сопротивления. Поэтому надпечатанные банкноты были изъяты из обращения в период с 22 апреля по 31 мая 1940 года.

После того, как 8 апреля 1940 года был основан новый польский банк – Эмиссионный Банк Польши, были  ликвидированы существующие рейхскредиткассы.

Уже спустя короткое время после вступления немецкий войск в восточные области, шеф гражданского управления 8 сентября 1939 года постановил, что евреи для своего домашнего хозяйства могут иметь на руках или дома не более чем 2000 злотых или 1000 рейхсмарок. С банковского вклада они могли снимать для частных целей еженедельно максимум 250 злотых. В оплату у евреев можно было принимать только при сумме не выше 500 злотых. Эти первые мероприятия начали процесс лишения еврейского населения в Польше гражданских прав. Область их проживания была ограничена гетто. В Лицманштадтском гетто, как с апреля 1940 года называлась Лодзь, по поручению правительства с согласия правления рейхсбанка были выпущены местные банкноты и монеты в марках и пфеннигах. Наконец 8 июля 1940 года рейхсмарка как средство оплаты там упразднялась. Все евреи обязаны были обменивать рейхсмарки, а также другую валюту в банке гетто в отношении 1:1.

Прежняя разменная монета могла использоваться до 1 марта 1942 года. Далее могли обращаться только местные эрзац-банкноты с подписью старосты лодзинских евреев Румковского. Эти деньги датировались 15 мая 1940 года и имели номиналы в 50 пфеннигов, 1, 2, 5, 10, 20 и 50 марок (Рис.6). В дальнейшем были выпущены монеты в 10 пфеннигов (1942), 5, 10 и 20 марок (1943). Почтовое отделение выпускало боны в 10 пфеннигов.

В ходе войны гетто было расформировано, а жители депортированы в концентрационные лагеря, которые обоснованно являются самой темной главой немецкой истории.

1 сентября 1939 года немецкие войска вступили в Польшу, армия которой оказала отчаянное сопротивление. Когда военное поражение стало очевидным, руководство Банка Польского покинуло страну, захватив с собой или уничтожив запасы банкнот, ценных бумаг и векселей, включая печатные формы для банкнот. Золотой запас Польши общей стоимостью в 324 миллионов злотых, что соответствовало примерно 69 миллионам долларов под руководством Адама Коса был особым транспортом вывезен во Францию.

Перед началом войны все польское денежное обращение составляло примерно 2,5 миллиарда злотых. Во время военных действий он вырос до 4 миллиардов злотых. Примерно от 35 до 40% этой суммы, что составляло  от 0,87 до 1 миллиарда злотых, приходилось на Генерал-губернаторство.

Правительство Генерал-губернаторства всеми силами пыталось предотвратить ввоз банкнот Банка Польского из-за границы области. Первым решением было штемпелевание всех находящих в обращении банкнот, но, из-за связанных  с этим технических проблем, этот план был отвергнут.

По ряду причин, банкноты Банка Польского вообще не могли использоваться новыми властями. В второй половине октября 1939 года международно признанный профессор доктор Феликс Млынярский после консультаций с крупными деятелями польской экономики представил план замены старых банкнот, главным пунктом которого было создание нового центра их выпуска – Польского Эмиссионного Банка, контролирующегося немецкими оккупационными властями.

Служебные документы отмечают встречу по поводу обсуждения валютных вопросов между генерал-губернатором доктором Франком и руководителем оккупированных Восточных областей бургомистром Максом Винклером, состоявшуюся 3 ноября 1939 года в Берлине. В ходе нее бургомистр Винклер предлагает учредить собственный эмиссионный банк в Варшаве и высказывается за то, чтобы Рейхсбанк поставил во главе него доктора Перша. При новом издании банкнот должен быть удален польский гербовый орел и другие польские национальные символы. Генерал-губернатор предположил, что банкноты должны быть подписаны доктором Першем и доктором Хёрбером.

Бургомистр Винклер докладывал далее, что монеты должны поступить в обращение в прежнем объеме. Банкноты должны быть отпечатаны в объеме 1 миллиарда тогда как требовалось около 5.000.000 злотых (именно так! И  это должны были быть «хорошие» 5 миллиардов). Впоследствии разработанное постановление обуславливало учреждение 15 декабря 1939 года Эмиссионного банка Польши с основной резиденцией в Кракове. Банк должен был заранее подготовить технический персонал, так как работу банка предполагалось начать с 1 марта 1940 года.

8 апреля 1940 года эмиссионный банк начал операции. Десять существующих до этого рейхскредиткасс (в Кракове, Кильце, Люблине, Ново-Сандеже, Петракове, Рандоме, Рцешове, Тарнове, Ченстохове и Варшаве) ликвидировались эмиссионным банком. 8 апреля 1940 года банк выпустил в обращение банкноты номиналами в 1(рис.7), 2 (рис.8), 5, 10, 20, 50 и 100 злотых с датой «1 марта 1940», подписанные обоими президентами и являвшиеся на территории Генерал-губернаторства законными средствами оплаты.

15 ноября 1940 года к ним присоединилась банкнота в 500 злотых. Разработанные Леонардом Совинским,  банкноты с надписями на польском языке были отпечатаны в Имперской типографии в Берлине. Их прототипами были довоенные банкноты Банка Польского.

Продолжение следует

 Перевод с немецкого Ó Алексеев С.В.

 "УНИКУМ"№4'1999

 

 



Сайт управляется системой uCoz