АНТИЧНАЯ НУМИЗМАТИКА

Предыдущая статья

К оглавлению

Следующая статья

 

 

 

            Древнегреческий город-государство Коринф был расположен на узком перешейке между материковой Грецией и полуостровом Пелопоннес. Это обуславливало коммерческое преимущество Коринфа, потому что это означало торговлю во всех направлениях: на севере и юге сушей, на востоке и западе морем — таким образом известный «жеребячий» статер, описанный здесь РАЙМОНДОМ ПАЛЕРМО, стал весьма далеко и широко распространенным.

«ЖЕРЕБЯТА» КОРИНФА

Коринф был городом-метрополией нескольких греческих колоний, включая Сиракузы, Коркрию, Левкас и Амбразию. Первый серебряный статер Коринфа был отчеканен около 575 г. до н.э., весил около 8,4 граммов и оценивался в две драхмы.

В Греческой мифологии, пегас   крылатая лошадь, родившаяся из крови мертвой Медузы Горгоны, убитой Персеем. Богиня Афина поймала и приручила пегаса, а затем передала его музам, которые держали его около Коринфа. Беллерофонт, коринфский герой, который должен был убить огнедышащего монстра, Химеру, захватил пегаса при помощи Афины, которая подарила ему волшебную уздечку.

Лицевая сторона коринфских монет изображает летящего пегаса с распростертыми крыльями и древнегреческую букву «koppa», с которой начинается греческое написание слова Коринф, под ним. Именно этот дизайн и дал монетам их прозвище «жеребята».

На обороте первоначально было просто квадратное углубление от пуансона, разделенное на восемь треугольных секторов   выпуклых и углубленных, которые обеспечивали равномерное заполнение металлом изображения на обороте. Эти монеты имели довольно малую толщину и большой диаметр в отличие от «толстых» афинских «сов» и эгейских «черепах». С 525 г. до н.э. углубление от пуансона эволюционировало в некое подобие «свастики».

Также были отчеканены монеты меньших номиналов. Дизайн драхмы (половины статера) был подобен статеру. Медная гемидрахма, однако, имела только частичное изображение летящего пегаса на лицевой стороне, а серебряный химиобол изображал только его голову.

Важное изменение имело место с 500 г. до н.э., когда место «свастики» на обороте заняла голова Афины в «коринфском» шлеме В то же время, кружок монеты стал меньшим по размеру и более компактными.

В следующие два столетия происходят дальнейшие изменения дизайна: пегас изображается с крыльями более сложенными, чем расправленными, на обороте шлем Афины стал более удлиненным, а ее волосы, иногда, длинными и свободно свисающими из-под шлема. Квадрат, в который был заключен портрет, постепенно был опущен. Серебряный полустатер имел на обороте Беллерофонта, скачущего на крылатом коне и Химеру на лицевой стороне. Серебряная драхма теперь имела пегаса со сложенными крыльями на обороте и Афродиту, греческую богиню любви, с распущщенными волосами на лицевой стороне.

Последние три десятилетия V столетия до н.э. прошли под знаком Пелопоннеской Войны, которая ограничила объем чеканки Коринфа.      

Крупномасштабный выпуск монет был возобновлен в начале IV столетия до н.э. В то время как лицевая сторона монет была практически такая же, как и у предыдущих выпусков (хотя имеется интересная разновидность, где пегас показан скорее падающим, чем летящим), Афина на обороте теперь носит кожаный «подшлемник». Монеты этого периода часто имеют одни или более мелких символов (типа дельфина) расположенных позади головы Афины. Эти значки полезны современными нумизматам в качестве средств классификации и датировки.

Вторая половина от IV столетия до н.э. отмечена особенно большой продуктивностью Коринфского монетного двора. Статер, половина статера и драхма  были выпущены снова с дизайном, подобным предыдущему, но на половине статера Химера теперь повернута влево.

В течение IV столетия до н.э. множество колоний Коринфа, например Абразия и Левкас на северо-западе Греции и Сиракузы в Сицилии, копировала «жеребят» своей метрополии. Монеты этих колоний ниже пегаса имели начальные буквы их собственных городов подобно «Q» Коринфа.

Войска египетского царя Птолемея I заняли Коринф в 308 г. до н.э. и с этого момента отмечается значительное сокращение серебряной чеканки Коринфа. Эта ситуация была исправлена после изгнания армии Птолемея в 306 г. до н.э.

После 300 г. до н.э. выпуск серебряных «жеребят» был сокращен в пользу больших бронзовых монет. На них показано множество различных портретов, включая Афину, Посейдона (отца Беллерофонта) и Геракла, а также пегаса, летящего в одиночку или с Беллерофонтом на спине.

Самостоятельная чеканка Коринфа была прекращена после того, как он присоединился к Ахейской Лиге в середине III столетия до н.э.

Классическая красота и мифологический сюжет, связанный с «жеребятами» Коринфа гарантировали их известность и популярность у сегодняшних коллекционеров.

                                                        "The Coin News" №8'1999

 
Перевод с англ.  © Алексеев С.В.  

 

"УНИКУМ"№5'2000

 



Сайт управляется системой uCoz