СОКРОВИЩА ЗАТОНУВШИХ КОРАБЛЕЙ

Предыдущая статья

К оглавлению

Следующая статья

 

ЗОЛОТО “ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКИ”

На совместный аукцион Christie's и Spink, состоявшемся в Нью-Йорке с 11 по 14 декабря 2000 года был выставлен золотой груз судна “Центральная Америка”. Спустя примерно 134 года после запланированного прибытия этого судна в Нью-Йорк, часть огромного “золотого груза” этого одного из самых потрясающих кораблей-сокровищниц в истории — многочисленные золотые слитки, раритетные монеты и т.д. — наконец достигла пункта своего назначения. Christie's и Spink выставили на аукцион более 150 лотов, состоящих из сокровищ, поднятых с борта затонувшей  “Центральной Америки” и оцененных в огромную сумму более 2 миллионов долларов США. Сенсационный аукцион напоминает о временах так называемой “Калифорнийской золотой лихорадки” 50-х годов XIX столетия.

Пакетбот (почтовое судно) “Центральная Америка” был 90-метровым колесным пароходом, принадлежавшим компании “United States Mail Steamship Co.”, совершавшим регулярные рейсы между Панамой (куда поступали почта и срочные грузы с западного побережья США) и Нью-Йорком. Панамского канала, напомним, тогда еще не существовало, а везти ценные грузы по бездорожью центральной части США, тогда еще полудикой и кишевшей бандитскими шайками и враждебными индейскими племенами было попросту безрассудно. Морской путь считался проверенным и безопасным. Но, как оказалось, не всегда.

Судно под командованием капитана Уильяма Левиса Герндона покинуло Панаму 3 сентября 1857 года, имея на борту 101 члена экипажа и 477 пассажиров. В трюмах “почтаря” лежало 38.000 писем и посылок, которые жители Сан-Франциско и других поселений западной части США отправили на восток. Но главная часть груза не афишировалась.

Под строгой охраной на борт было доставлено золото, добытое в Калифорнии десятками тысяч старателей и прошедшее через банки. Кроме обычных золотых слитков, изготовленных в банках и конторах по скупке золота, в Нью-Йорк должна была быть доставлена продукция недавно открытого монетного двора Сан-Франциско, причем, среди обычных золотых монет, достоинством в 5, 10 и 20 долларов имелись пробные экземпляры, направляемые на утверждение в столицу США. Общая стоимость груза превышала 1,6 миллиона долларов — огромную по тем временам сумму.

После недельного плавания, почти достигнув конечного пункта назначения, “Центральная Америка” 10 сентября попала в страшный шторм у берегов Южной Каролины. Команда боролась за жизнь больше суток, но все оказалось напрасным и 12 сентября 1857 года примерно в 160 милях от Чарлстона судно затонуло.

Пассажиры “Центральной Америки” имели различное происхождение: некоторые из них принадлежали к высшему обществу Сан-Франциско и размещались в каютах первого класса, другие — простые золотоискатели, возвращавшиеся домой с горсточками золота, добытого непосильным трудом, не могли позволить себе 150-долларовый билет от Сан-Франциско до Нью-Йорка и ехали в трюме. Несколько пассажиров хранили свои ценности в корабельном сейфе, но большинство не желало расставаться с трудом приобретенным золотом ни на минуту и держало его в личном багаже, нательных поясах или кошельках. Однако, когда стало очевидно, что корабль неминуемо погибнет, люди забыли о любви к желтому металлу. Чтобы не быть утянутым на морское дно грузом тяжелого металла, пассажиры избавлялись от него и палубы вскоре засверкали от монет, золотого песка и самородков. Благодаря мужеству и самоотверженности капитана и команды, 150 пассажирам и в том числе почти всем женщинам и детям, удалось спастись.

Трауром встречали жители Нью-Йорка известие о гибели судна. Кроме 425 человеческих жизней “Центральная Америка” унесла с собой на дно Атлантики пятую часть активов Уолл-Стрита. Биржевая паника 1857 года привела к краху множества банков США. Золото, казалось, кануло в пучину навечно, так как из-за отдаленности от берега места катастрофы, отсутствия ориентиров и огромной глубины на которой затонула “Центральная Америка”, найти его и поднять не представлялось возможным.

Более 130 лет точное расположение затонувшего судна оставалось неизвестным. Единственная информация заключалась в том, что это было где-то около побережья Южной Каролины на глубине более 300 метров. Но в начале 1980-х годов за поиски “Центральной Америки” взялась исследовательская группа Томаса Дж.Томпсона.

Исследователи начали с изучения сохранившихся архивных данных, газетных отчетов того времени, свидетельств очевидцев. После нескольких лет кропотливого труда им удалось очертить возможный район поисков более или менее точно. На самом деле он охватывал тысячи квадратных километров и искать на дне такого огромного района одиночный затонувший корабль было равносильно поиску пресловутой иголки в стоге сена. Применив метод компьютерного анализа данных, использовавшийся в 1968 году для поиска затонувшей подводной лодки “Скорпион”, ученым удалось сузить район поиска до 1400 квадратных морских миль.

Дальнейшие поиски требовали больших денежных средств и ученые занялись их поисками. В конце концов им удалось найти спонсоров (полное их число 161), которые сообща предоставили проекту “Центральная Америка” более 10 миллионов долларов. Этих средств оказалось достаточно, чтобы зафрахтовать небольшое судно и, оснастив его необходимой аппаратурой и наняв более 40 различных специалистов, начать “полевую” фазу поисков.

Летом 1986 года нанятое судно в течение 40 дней бороздило район поисков, покрывая его полосами в 3 мили шириной. Это было необходимо для того, чтобы находящийся на борту гидролокатор — сонар — мог снять достаточно полные характеристики рельефа морского дна.

Зима 1986-1987 годов ушла на тщательный анализ полученных данных. Параллельно готовился специальный подводный робот “Немо” (по имени капитана жюльверновского “Наутилуса”), которому предстояло работать на еще не найденном судне.

Задача оказалась не такой уж простой: по данным сонара выходило, что на данном участке дна покоится несколько затонувших судов! Какое же из них “Центральная Америка”?

Наконец требуемое судно было определено с большей или меньшей вероятностью. Помогло то, что “Центральная Америка” затонула на большой глубине, куда не достигало волнение с поверхности моря, что позволило останкам судна сохраниться довольно хорошо.

Однако группу Томпсона ждало еще одно испытание: у нее появились конкуренты, гораздо более оснащенные и подготовленные. Пришлось тратить время на их нейтрализацию и переговоры с береговой охраной США о патрулировании района поиска.

Ближе к осени 1987 года специально купленный компанией и переоборудованный ледокол “Арктик Дискайвер” наконец смог заняться непосредственными поисками. Чтобы исключить возможность ошибки, по пути к месту предполагаемого крушения “Центральной Америки” делали остановки у других целей. Только 11 сентября подводный аппарат “Немо” совершил погружение в “точке Х”. Вот как описывает сам Томпсон это историческое событие:

“В воскресенье 11 сентября, мы наконец спустили “Немо” на воду и начали его спуск на грунт. Каждый чувствовал усталость от месяцев упорной работы на берегу и дней настройки и подготовки оборудования. Многие из нас еще испытывали неудобство от непривычной морской качки...

Через несколько часов после того как подводный робот достиг грунта, пятеро из нас сидели в диспетчерской “Арктик Дискайвера” и следили за изображениями морского дна, беззвучно проплывающего под прожекторами “Немо”. Однообразная картина действовала почти усыпляюще. Внезапно, Милт Буттерворт, наш фотограф-видеооператор, нарушил сонную тишину громким воплем: “Стоп … стоп … СТОП!!!”

Пустой до этого экран начал заполняться темными тенями. Медленно, очень медленно изображение обретало форму, устрашающе наплывая на экран. Другой голос (я не могу припомнить, чей именно) прошептал у меня над ухом “О, мой Бог …”, так как камера “Немо” выдавала на монитор невероятное изображение: ржавое гребное колесо, наполовину занесенное илом. Это была та исключительная особенность “Центральной Америки”, отличающая ее от других судов. Я был в настоящем шоке.”

Все дно вокруг затонувшего судна было усыпано золотыми слитками и монетами. Учитывая, что многие из монет никогда не были в обращении и имели идеальную сохранность, ученые побоялись брать их захватами манипуляторов робота из боязни повредить. Даже самая маленькая царапина во много раз снижала ценность монет. Поэтому робот сначала заливал находки специальным пластиком, быстро твердеющем в морской воде, а, затем, укладывал в специальные ящики, которые поднимали на поверхность.

Тысячи монет, которые были подняты с борта “Центральной Америки” представляли собой своеобразный “срез” денежного обращения 1857 года. В дополнение к европейским и частным монетам Калифорнии, пассажиры имели некоторое количество серебряных монет типа мексиканских и чилийских песо, а также испанских кварт.

Такой широкий диапазон валют не являлся необычным. Когда Джеймс Маршалл обнаружил золото в ущелье Суттера в 1848 году, Калифорния не имела собственного монетного двора. Поскольку население Сан-Франциско возросло “взрывными” темпами с нескольких сотен поселенцев до 25.000 в период “золотой лихорадки”, денежная система не могла быть развита достаточно быстро. Не удивительно, что предприниматели были первыми, кто заполнил “монетный вакуум” выпуском частных монет. Самыми старыми золотыми монетами Калифорнии, найденными на борту “Центральной Америки” были 10-долларовые выпуски фирмы “Моффат и Ко.”, одного из первых и наиболее уважаемых частных “монетчиков” Калифорнии. Джон Моффат, вместе с его тремя партнерами и машинами для чеканки прибыл на западное побережье почти немедленно после новости о находке золота.

К августу 1849 года “Моффат и Ко.” уже чеканили 5 и 10-долларовые золотые монеты с изображением бюста Свободы, подобные федеральным, но с названием “Moffat & Co.” вместо слова “Свобода” на диадеме. С другой стороны был помещен орел, сопровождаемый словами “SMV Золото Калифорнии, 1849.” “SMV” означало:  “Стандартная ценность Монетного двора” (Standard Mint Value).

Не все “монетчики” были столь же честны как “Моффат и Ко.”. Имелись проблемы, когда некоторые фирмы чеканили монеты, содержащие золото в меньшем чем заявленное количестве или более низкой пробы. Из-за этого публика была вынуждена обратиться к серебру и иностранным монетам.

Несмотря на несколько крупных скандалов 1850 года, частные монеты продолжали принимать из-за отсутствия общегосударственных выпусков, но требовали их проверки. Кроме того, большинство “монетчиков” выпускало только 20-долларовые монеты из-за их экономической выгодности (ценность выше, а затраты такие же, как и на более мелкие номиналы). Назрела необходимость создания настоящего монетного двора, который бы выпускал монеты в 2½, 5 и 10 долларов, требуемые для повседневной торговли. 30 сентября 1850 года Конгресс Соединенных Штатов принял законопроект о создании отделения Пробирной Палаты США в Сан-Франциско. Оно не было полноценным монетным двором, производящим монеты, идентичные общегосударственным, но, по крайней мере, могло чеканить временные монеты из местного сплава на законных основаниях. Огастус Хумберт, часовщик из Нью-Йорка, получил статус  “пробирного мастера США”, а с “Моффат и Ко.” был заключен государственный контракт.

К сожалению, правительство США не сумело оценить насущную потребность в мелких коммерческих номиналах и не разрешило чеканку монет с номиналом ниже 50 долларов. Своеобразный “правительственный” выпуск Хумберта в 50 долларов — так называемый “восьмугольный слизняк”, был дико непопулярен о вобществе. Однако надпись: “Augustus Humbert United States Assayer of Gold 1851” по окружности выгодно отличали эту “казенную” монету от разношерстной продукции частников. Но даже это не спасало “слизняка”, заставив в конечном счете торговцев принимать его как 48 долларов.

Сэмюэль Васс и Агостин Молитор — беженцы из Венгрии (от ужасов революции 1848 года) и дипломированные специалисты уважаемой Горной Школы в Германии, хорошо заработали на непопулярности “слизняка”, когда в октябре 1851 года открыли золотообрабатывающую фабрику и пробирную палату в Сан-Франциско. “Wass, Molitor & Co.” начали выпускать 10 и 20-долларовые монеты. В течение более позднего кризиса чеканки, в 1855 году, компания чеканила единственные из полноценных (круглых двусторонних) монет в 50 долларов из когда-либо чеканившихся в Калифорнии. Экземпляр этой монеты оказался среди первой же партии, поднятой “Немо” на поверхность. Часто встречались выпуски “Wass, Molitor & Co.” среди других находок из багажа пассажиров “Центральной Америки”. В феврале 1852 года правительство наконец официально разрешило выпуск 5 и 10-долларовых монет. Джон Моффат продал свою долю в компании, но его партнеры — Кёртис, Перри и Уард, заключили контракт с правительством и произвели многие из 10-долларовых “иглов”, столь обильных в сокровище. Они также чеканили половину игла (10$) и 2 игла (20$). Когда эти меньшие номиналы начали появляться на рынке, 50-долларовые “слизняки” восстановили общественное доверие, потому что были полезны для крупных закупок. Его уникальная восьмугольная форма стала символом калифорнийских монет, а несколько из “слизняков” нашли свой конец на дне вместе с “Центральной Америкой”. В 1854 году правительство основало полноценный монетный двор, предполагающий чеканку монет из золота Калифорнии, действующий и поныне.

Всего со дна моря удалось поднять около 90% груза — более 2250 килограммов золота, большую часть из которого составляют раритеты мирового класса и определить окончательную стоимость находки невозможно. Известно, что хлынувший на коллекционный рынок поток монет (причем в идеальной сохранности), заставил пошатнуться цены на коллекционные монеты США данного периода в целом. Простому коллекционеру от этого только радость.

Томпсон сказал: “Мы знали, что больше никакого другого золота Калифорнии не существует в его первоначальной форме. Золото, с которым мы столкнулись, было “бесценно” не только из-за его экстраординарной собственной ценности, но также и из-за его истории и уникальности. Это было самое золото, которое тянуло людей в Калифорнию и подпитывало национальную экономику США в середине XIX столетия. Это было то самое золото, которое было брошено пассажирами на палубе “Центральной Америки” во время паники и которое банкиры в Нью-Йорке ожидали с такой тревогой в сентябре 1857 года. Это часть нашего американского наследия и история США в форме национального сокровища. И мы нашли его”.

© Алексеев С.В.

«Уникум» №42001

 

Желающие узнать больше о гибели и истории поиска сокровищ «Центральной Америки» могут посетить специализированный сайт проекта (на английском языке)

http://www.sscentralamerica.com

или

www.blanchardonline.com

 



Сайт управляется системой uCoz