Эту и другие статьи по нумизматике,
бонистике, фалеристике и филателии вы можете
прочесть в бумажной версии журнала
«Уникум», а подписку на него оформить
по E.Mail: Alex6@rambler.ru
ИСТОРИЯ "ЧЕРНОЙ ОДНЁРКИ"
первая почтовая марка Баварии
Удачное введение почтовой марки в
Великобритании 6 мая 1840 года привело к реформам почты в других странах. В
1843 году примеру “туманного Альбиона” последовали швейцарские кантоны Женева и
Цюрих, а также заморская Бразилия.
Исследование положительных результатов
этих опытов, позволявших заранее взимать у отправителя оплату почтового сбора
за пересылку письма соответствующего веса при помощи специальных знаков оплаты,
привело к стремлению ввести первые почтовые марки в Баварии уже в феврале 1845
года. Предложение исходило от управляющего почтамтом города Мюнхена и 16 марта
того же года было передано правительству. Естественно, сразу же возникли
возражения, что наклеенные почтовые марки на маршруте перевозки могли
отклеиться и потеряться, что привело бы к требованию повторной оплаты письма,
что с уверенностью невозможно исключить повторного использования марок в ущерб
почте, и что затраты труда на изготовление марки слишком велики и не оправдают
себя. Хотя все эти возражения уже возникали и были развеяны практическими
опытами английской почты в Лондоне еще в 1840 году, обсуждения продолжались и
продолжались, а потом грянула Революция 1848 года, охватившая почти всю Европу,
и о почтовых марках забыли.
Наконец 4 января 1849 года Королевское
Министерство государственной торговли Баварии поручало граверу банкнот Петеру
Хасенайсу изготовить клише и пробные оттиски для запланированного выпуска
почтовых марок.
Сохранились так называемые “листы эссе”,
которые, как и сами клише хранятся в музее почты города Нюрнберга. Авторство
Хасенайса в их случае спорно, так как они могли быть произведены при печати
пробных марок. Так как “листы эссе” в качестве центрального элемента оформления
показывают цифру, их в любом случае можно рассматривать как один из вариантов
окончательного оформления “Черной
однёрки” и других марок “квадратного выпуска”, которые также имеют цифру
номинала в центре композиции.
Последующие обсуждения в стенах
почтового управления, которые предприняла специальная экспертная комиссия,
привели к следующим решениям: чтобы гарантировать защиту от подделки, почтовые
марки номиналом в 3 и 6
крейцеров должны были печататься на специальной шелковой бумаге с помощью
сложной и тяжело копируемой технологии типографской печати. Более “дешевые”
однокрейцеровые марки должны были печататься на обычной бумаге.
2 августа 1849 года типография
представила печатные пробы одно-, трех- и шестикрейцеровой марки черной,
красной и голубой краской, которые король в конце концов и утвердил.
Максимилиан-Йозеф Зайтц выравировал мастер-пуансон клише однокрейцеровой марки
на стали, а типографский литейщик Густав Лоренц в сентябре 1849 года с его
помощью произвел 400 рабочих клише. Так как печатный лист содержал 180 марок,
этого количества было достаточно на сборные клише двух печатных листов, а оставшиеся
40 должны были служить для или замены поврежденных или сильно изношенных клише.
Затем таким же образом были произведены ещё по 400 клише для трех- и
шестикрейцеровых марок.
Одна из инноваций системы почты -
дешевый почтовый местный сбор определил преимущественную печать “Черной
однерки”, а уже затем более дорогих 3 и 6 крейцеров. Все три номинала, тем не
менее, появились одновременно 1 ноября 1849 года. Окончательными цветами стали:
черный (1 крейцер), голубой (3 крейцера) и коричнево-красный
(6 крейцеров). Печать “Черной однёрки” производилась на американском печатном
прессе с ручной подачей краски, что позволяло выпускать ежедневно всего 300
листов по 180 марок. Лист имел узкое поле и располагавшийся вертикально
просвет. Ещё в типографии лист по просвету разделялся пополам, чтобы получать
два листа по 90 марок. Так как нажим пресса не регулировался, зачастую
прилагалось слишком большое усилие, что приводило к неоправданно быстрому
износу печатной формы. Поэтому имеющихся клише хватило только примерно для 2000
печатных листов, а затем нужно было изготавливать с помощью мастер-пуансона
второй тираж новых клише.
Гуммирование (нанесение клеевого слоя)
производили с помощью смеси 12 литров воды, 6 фунтов “гуммиарабика”, а также 1
фунта сахара. После 24 часов выдерживания, полученная масса наносилась с помощью
кисти на оборотную сторону листа марок.
Для этой цели лист закрепляли в специальной рамке натянутым и уже после сушки
разделяли пополам.
На основании опытов с первым тиражом
марки, было признано целесообразным уменьшить печатную форму нового тиража до
90 марок в листе (чтобы лист марок печатался без разделителя), а клише
изготавливать не литьем, а гальваническим способом сразу целиком, вместо
составного. Поэтом у второй тираж марки был произведен значительно качественнее
и с меньшими затратами.
1 октября 1850 года “Черная однёрка”
была заменена однокрейцеровой маркой розового цвета, так как черный штемпель
гашения часто был плохо различим на марке того же цвета и происходило повторное
использование. Общий тираж “Черной однёрки” составил около 832500 штук.
Одновременно запущенной в производство трехкрейцеровой марки, которая
находилась в обращении до 1862 года, для сравнения, было продано более 76
миллионов штук.
Philatelistenclub Bavaria, Munchen
© Перевод с немецкого Ерпылева А.Ю.
© «Уникум» №10’2002