ФИЛАТЕЛИЯ

Предыдущая статья

К оглавлению

Следующая статья

 

Эту и другие статьи по нумизматике, бонистике, фалеристике и филателии вы можете

прочесть в бумажной версии журнала «Уникум», а подписку на него оформить

по E.Mail: Alex6@rambler.ru

 

ИСТОРИЯ "ЧЕРНОЙ ОДНЁРКИ"

первая почтовая марка Баварии

 

Удачное введение почтовой марки в Великобритании 6 мая 1840 года привело к реформам почты в других странах. В 1843 году примеру “туманного Альбиона” последовали швейцарские кантоны Женева и Цюрих, а также заморская Бразилия.

Исследование положительных результатов этих опытов, позволявших заранее взимать у отправителя оплату почтового сбора за пересылку письма соответствующего веса при помощи специальных знаков оплаты, привело к стремлению ввести первые почтовые марки в Баварии уже в феврале 1845 года. Предложение исходило от управляющего почтамтом города Мюнхена и 16 марта того же года было передано правительству. Естественно, сразу же возникли возражения, что наклеенные почтовые марки на маршруте перевозки могли отклеиться и потеряться, что привело бы к требованию повторной оплаты письма, что с уверенностью невозможно исключить повторного использования марок в ущерб почте, и что затраты труда на изготовление марки слишком велики и не оправдают себя. Хотя все эти возражения уже возникали и были развеяны практическими опытами английской почты в Лондоне еще в 1840 году, обсуждения продолжались и продолжались, а потом грянула Революция 1848 года, охватившая почти всю Европу, и о почтовых марках забыли.

Наконец 4 января 1849 года Королевское Министерство государственной торговли Баварии поручало граверу банкнот Петеру Хасенайсу изготовить клише и пробные оттиски для запланированного выпуска почтовых марок.

Сохранились так называемые “листы эссе”, которые, как и сами клише хранятся в музее почты города Нюрнберга. Авторство Хасенайса в их случае спорно, так как они могли быть произведены при печати пробных марок. Так как “листы эссе” в качестве центрального элемента оформления показывают цифру, их в любом случае можно рассматривать как один из вариантов окончательного оформления “Черной однёрки” и других марок “квадратного выпуска”, которые также имеют цифру номинала в центре композиции.

Последующие обсуждения в стенах почтового управления, которые предприняла специальная экспертная комиссия, привели к следующим решениям: чтобы гарантировать защиту от подделки, почтовые марки номиналом в 3 и 6 крейцеров должны были печататься на специальной шелковой бумаге с помощью сложной и тяжело копируемой технологии типографской печати. Более “дешевые” однокрейцеровые марки должны были печататься на обычной бумаге.

2 августа 1849 года типография представила печатные пробы одно-, трех- и шестикрейцеровой марки черной, красной и голубой краской, которые король в конце концов и утвердил. Максимилиан-Йозеф Зайтц выравировал мастер-пуансон клише однокрейцеровой марки на стали, а типографский литейщик Густав Лоренц в сентябре 1849 года с его помощью произвел 400 рабочих клише. Так как печатный лист содержал 180 марок, этого количества было достаточно на сборные клише двух печатных листов, а оставшиеся 40 должны были служить для или замены поврежденных или сильно изношенных клише. Затем таким же образом были произведены ещё по 400 клише для трех- и шестикрейцеровых марок.

Одна из инноваций системы почты - дешевый почтовый местный сбор определил преимущественную печать “Черной однерки”, а уже затем более дорогих 3 и 6 крейцеров. Все три номинала, тем не менее, появились одновременно 1 ноября 1849 года. Окончательными цветами стали: черный (1 крейцер), голубой (3 крейцера) и коричнево-красный (6 крейцеров). Печать “Черной однёрки” производилась на американском печатном прессе с ручной подачей краски, что позволяло выпускать ежедневно всего 300 листов по 180 марок. Лист имел узкое поле и располагавшийся вертикально просвет. Ещё в типографии лист по просвету разделялся пополам, чтобы получать два листа по 90 марок. Так как нажим пресса не регулировался, зачастую прилагалось слишком большое усилие, что приводило к неоправданно быстрому износу печатной формы. Поэтому имеющихся клише хватило только примерно для 2000 печатных листов, а затем нужно было изготавливать с помощью мастер-пуансона второй тираж новых клише.

Гуммирование (нанесение клеевого слоя) производили с помощью смеси 12 литров воды, 6 фунтов “гуммиарабика”, а также 1 фунта сахара. После 24 часов выдерживания, полученная масса наносилась с помощью кисти на оборотную сторону листа  марок. Для этой цели лист закрепляли в специальной рамке натянутым и уже после сушки разделяли пополам.

На основании опытов с первым тиражом марки, было признано целесообразным уменьшить печатную форму нового тиража до 90 марок в листе (чтобы лист марок печатался без разделителя), а клише изготавливать не литьем, а гальваническим способом сразу целиком, вместо составного. Поэтом у второй тираж марки был произведен значительно качественнее и с меньшими затратами.

1 октября 1850 года “Черная однёрка” была заменена однокрейцеровой маркой розового цвета, так как черный штемпель гашения часто был плохо различим на марке того же цвета и происходило повторное использование. Общий тираж “Черной однёрки” составил около 832500 штук. Одновременно запущенной в производство трехкрейцеровой марки, которая находилась в обращении до 1862 года, для сравнения, было продано более 76 миллионов штук.

Philatelistenclub Bavaria, Munchen

 

   © Перевод с немецкого Ерпылева А.Ю.

© «Уникум» №102002

 

 

 





Сайт управляется системой uCoz