НУМИЗМАТИКА

Предыдущая статья

К оглавлению

Следующая статья

 

Джон Эндрю

МЕДАЛЬЕР С ПРИКОСНОВЕНИЕМ МИДАСА

 ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА

Рожденный в Гилонге (Австралия) в 1931 году, Стюарт Девлин - человек многих талантов. В дополнение к его работе с металлами, он также разрабатывал изящную мебель, сервировки и интерьеры. Его творческий потенциал не ограничен искусствами: он, например, разработал инструменты для использования во внутриполостной операционной хирургии и даже разработал небольшой автомобильный двигатель.

Девлин обучался на художественного преподавателя во время работы в церковном ювелирном цехе. Он преподавал с 1952 по 1957 год, когда начал курс изучения ювелирного дела в Мельбурнском колледже. Хотя курс был рассчитан на трехлетний срок, он закончил его за один год, достигнув самых высоких оценок, когда-либо предоставляемых. На основании этого достижения, он поступил на трехлетний курс обучения в  Королевском Колледжу Искусств в Лондоне. Два года спустя Девлин он был принят в товарищество Основателей в США и в течение двух лет учился в Колумбийском Университете.

Однако он отказался от дизайна в пользу скульпторы и создал ряд работ, демонстрируемых в Нью-Йорке, Лондоне и Сиднее. В 1963 году он выиграл конкурс на проектирование первой десятичной серии монет Австралии и двумя годами позже открыл мастерскую серебряных дел в Лондоне.

Большинство людей не может назвать имени дизайнера из рук которого вышла та или иная монета, которую они используют ежедневно, не говоря уже о нумизматических памятниках прошлого. В отличие от известного художника, который для выражения своего творческого замысла имеет обширный холст, монетный дизайнер работает на совсем небольшой площади и, чтобы добиться цели должен иметь дело с массой ограничений и требований, предъявляемых к его изделию монетным двором и многочисленными чиновниками. Многие из всемирно известных монет созданы анонимно оплачиваемыми правительством художниками, работающими с творческими ограничениями. И, все же, несколько подобных дизайнеров выделяются просто поистине ослепительным блеском.

Одна из этих ярких звезд - Стюарт Девлин, художник, избранный, чтобы запустить возможно наиболее претенциозную серию Олимпийских монет из когда-либо выпускаемых в мире. Мне удалось посетить этого гения в то время, как он трудился над серией и я был поражен тем, что касалось его творческого процесса -  сложным дизайном, талантливым подходом, организацией и упорством.

ОЛИМПИЙСКАЯ ЧЕКАНКА: КРАТКИЙ ОБЗОР

Для того, чтобы отметить XXVII Олимпиаду современной эры, которая проходит в Сиднее (Австралия) с 15 сентября по 2 октября 2000 года, австралийское правительство приняло Олимпийскую Монетную Программу Сиднея'2000 - объединенный проект Королевского Австралийского Монетного двора и Пертского Монетного двора, под эгидой оргкомитета для Олимпийских Игр в Сиднее (SOCOG).

Приоритет в выпуске олимпийских монет принадлежит древним грекам. Первая из таких монет, возможно, была отчеканена около 480 г. н.э., в честь празднования победы царя Анаксиласа Мессанского в гонке на колесницах. Теперь, более 2000 лет спустя, победы в спорте и благородстве человеческого духа будут отмечены поистине уникальными нумизматическими подарками.

Джон Эндрю заинтересовался монетами в 5-летнем возрасте. Его нумизматические статьи и исследования регулярно публиковались начиная с 1969 года. В настоящее время, Дж.Эндрю является редактором-консультантом журнала "Coin News", выходящего в Великобритании, и постоянным корреспондентом американской газеты "Coin World". Эндрю - член Британского Нумизматического Общества, Королевского Нумизматического Общества и Нумизматической Литературной Гильдии.

Олимпийская Монетная Программа Сиднея'2000 предусматривает выпуск невероятного до сих пор количества  монет - 52 штуки. Они выпущены в восьми последовательных сериях. Первая, выпущенная в октябре 1997 года, была полностью распродана в течение нескольких месяцев и спрос на них постоянно растет, поскольку соглашения были подписаны с национальными Олимпийскими комитетами всего мира. Монеты продавались более чем в 50 странах, делая Монетную Программу Сиднея'2000 наиболее энергичной из олимпийских программ, когда-либо предпринятых страной-организатором игр.

 Полный Олимпийский ряд состоит из 28 алюминиево-бронзовых монет с номиналом в 5 австралийских долларов, 16 5-долларовых монет из серебра 999 пробы и восьми 100-долларовых из золота 999 пробы. 25-миллиметровые в диаметре золотые монеты, весящие по 10 граммов, имеют ограниченный тираж в 30 000 штук. Серебряные унциевые монеты, диаметром 40,5 мм выпущены тиражом по 100 000 каждая. Оба вида монет отчеканены в качестве "пруф" Королевским Австралийским Монетным двором (знак монетного двора "C" - Канберра) и Пертским Монетным двором (знак монетного двора "P").

Эти монеты драгоценного металла имеют множество приставок "первый": они - "самые чистые" серебряные и золотые олимпийские монеты, когда-либо отчеканенные в мире. Все 16 серебряных и первая из золотых монет показывают цветную эмблему Сиднея'2000. Они также первые из олимпийских (и первые из австралийских) монет, включающих в дизайн цветную эмаль, и, наконец, первые в мире, которые имеют дату "Миллениума".

    Все монеты ряда имеют на лицевой стороне портрет Ее Величества королевы Елизаветы II (как принято на монетах Великобритании и Британского Содружества). Первые две серии несут портрет, разработанный Рафаэлем Маклоуфом, в то время как вышедшие с сентября 1998 года, имеют королевский портрет, разработанный Яном Рэнк-Брэдли.

Оборотный дизайн монет из недрагоценного металла представляет каждую из 28 спортивных федераций, участвующих в Играх, начиная со стрельбы из лука до борьбы. Опять таки это - первый раз, когда все спортивные состязания Олимпийских Игр представлены в юбилейной программе выпуска монет.

Золотые монеты интерпретируют различные аспекты спортивного идеала, тогда как серебряные монеты раскрывают более широкую роль Игр как символа мирной и культурной гармонии, а также демонстрируют богатую и разнообразную природу Австралии. Тематическое выражение золотых монет разделено на четыре подкатегории: "Путь начинается", "Посвящение", "Подготовка" и "Достижение". Каждая из восьми последовательных серий также включает две серебряных монеты, одну культурной тематики, а другую - с изображением представителей флоры и фауны Австралии. Дизайн для этой 24-монетной серии был разработан Стюартом Девлином, одним из передовых нумизматических дизайнеров нашего века.

В ПОИСКАХ СОВЕРШЕНСТВА

Когда Ян Робинсон, действующий управляющий Королевского Австралийского Монетного двора, запустил программу в 1997 году, он сказал: "SOCOG, предусмотрел программу выпуска монет, которые должны отметить достижения Олимпийского Духа уникально австралийским способом, создав концепцию дизайна, охватывающего самую сущность спортивной Австралии, ее культуры и характера окружающей среды". Соответственно, Стюарт Девлин, австралиец по рождению, который переехал в Лондон в 1965 году, согласился разработать дизайн для 24 золотых и серебряных монет. Всемирно известный ювелир, скульптор, дизайнер интерьеров и мебели, он создал штемпеля монет для 36 стран, включая Австралию, для которой он разработал монеты десятичной системы, впервые увидевшие свет в 1966 и все еще использующиеся сегодня.

Девлин, после начала своего "олимпийского приключения", говорил: "Для меня это было весьма трудной и сложной концепцией... Первые эскизы ряда из восьми золотых монет изображали, например, олимпийских атлетов. Я долго боролся с темами "Посвящение" и "Подготовка", необычными для монет. Серебряные монеты будут иметь два собственных ряда. Каждый будет включать изображения представителей австралийской флоры и фауны, изумительный материал для дизайнера, и всегда популярный для сувениров и подарков. Второй серебряный ряд монет дает мне шанс, чтобы сказать кое-что о культуре Австралии, включая Австралию во время Игр, отношениях между различными частями Австралии и Играх в Сиднее... Одна из первых выпущенных серебряных монет основана на некоторых рисунках, сделанных Новой Перис-Кнеебоне.., первой в Олимпийской истории золотой медалистке из коренных австралийцев (аборигенов) с которой я имел честь работать. Она создавала удивительно свежие, образные, сказочные фигуры и дизайн, которые объединены в действительно интересной монете первой части ряда. Я полюбил ее работу так сильно, что включил другие рисунки в остальную часть Программы".

СТРАТЕГИЯ ДИЗАЙНА: ЧЕЛОВЕК И МАШИНА

Начиная с 1988 года, Девлин использует современные компьютерные технологии, чтобы воплотить свое артистическое видение в металле как можно более быстро и точно. Посещая студию Девлина в его доме в Англии в декабре 1998 года, я с изумлением наблюдал за тем как он вел компьютерную "мышь" так же ловко, как Леонардо да Винчи в свое время делал набросок, с изящными образами, появляющимися мгновенно на экране. Я видел как он придирчиво исследовал, крутил так и сяк выбранную деталь дизайна, изменяя ее до тех пор пока не был полностью удовлетворен ей и ее местом на эскизе. Хотя Девлии давно пересек черту 60-летия, его опыты с трехмерным изображением, объединенным с виртуальной реальностью, производят результаты, которые изумляют даже молодых компьютерных гениев.

В течение всего времени, которое я провел с Девлином, он обеспечил мне новое понимание того, как разрабатывается монета. Хотя я и пишу о нумизматике уже в течение 30 лет, здесь обнаружил, что очевидно недостаточно думал о работе, заключенной в творческих аспектах чеканки. Предполагаю, что я имел только образ художника, неторопливо рисующего эскизы, пока он или она не создаст чего-нибудь, что сочтут официально "удовлетворительным" для производства.

   Ничто не могло быть более далеким от действительности. День Девлина начинается в 5.30 утра и продолжается до 10 или 11 часов пополудни. В среднем, требуется месяц его труда, чтобы спроектировать единственную монету. Он тратит приблизительно две недели на исследование, а в течение двух других недель, фактически заканчивает рисунок. Даже после того, как он перевел существующий в его сознании образ на экран компьютера, его работа отнюдь не закончена. Распечатка рисунка еще не раз может быть изменена и закончена, чтобы добавить глубины замыслу и проработать детали. Заключительный эскиз должен быть одобрен монетным двором. Уже после одобрения, рисунок поступает к скульптору, который готовит модель для изготовления штемпеля. Тем временем, Девлин начинает работу над следующей монетой серии.

В пределах двух недель, модель возвращается Девлину для его последних штрихов. "Нюансы изображения и тонкие детали создают различие между настоящим шедевром и монетой, которая является только одним из обычных выпусков," -  сказал мне Девлин. В этом процессе, один единственный промах руки может означать настоящее бедствие и требовать изготовления другой модели. (Монетный двор использует модель ручной работы, чтобы создать мастеру условия для работы над штемпелем монеты.)

НАСЛЕДНИК ЦАРЯ МИДАСА

Поскольку я долго сидел со Стюартом Девлином перед экраном его компьютера, я постепенно начал верно постигать тот огромный объем работы, вовлеченный в процесс создания всего одной монеты. Он объяснил мне, например, свой подход к монете "Морской путь" ("культурная" серебряная монета Олимпийских игр, выпущенная в сентябре 1998 года). Официальным требованием было изображение, олицетворяющее прибытие в Австралию иммигрантов из многих стран. Девлин создал группу из девяти портретов, окруженную различными видами транспорта. В центре группы - портрет умудренного годами пожилого аборигена. Он окружен австралийцами, принадлежащими к разнообразным этническим группам - европейцам, африканцам и азиатам - чтобы символизировать отправную точку и развитие австралийского общества. "Когда первый эскиз группы портретов был закончен," - прокомментированный Девлин, - "было замечено, чтобы в ней не был представлен "типичный" британский иммигрант". Портрет в центре, поэтому, был заменен на лицо девочки, представляющей британскую родословную.

Ниже группы портретов изображена эмблема Сиднея'2000 с шестью Олимпийскими кольцами в цвете - особенность, обычная для реверсов всех серебряных монет ряда. (На алюминиево-бронзовых монетах эмблема расположена в поле монеты с помощью рельефа). Окружают более низко расположенную группу портретов 14 различных судов - от парусного судна до современного роскошного лайнера, каждое - совершенное представление реального судна, которое полностью исследовалось прежде, чем помещалось на рисунок. В верхней половине монеты расположены 14 самолета, от " полет лодка(теплоход) " на гигантский реактивный самолет. Снова, они - не символические представления, но изображения(образы) самолетов, которые также подробно изучались.

Во время моего посещения Девлин работал над дизайном четвертой серебряной монеты "культурной" категории (выпущена в сентябре 1999 года). Ее интерпретация - "Мировые достижения", а предназначение - изображение австралийских достижений в спорте и искусствах. Рисунок Девлина был еще не закончен, но концепция уже была завершена. В центре композиции показана карта Австралии, окруженная фигурами атлетов и деятелей искусств, что символизирует их участие в развитии международного сообщества.

Поскольку мы много говорили, вскоре стало очевидно, что он относится к дизайну монет гораздо придирчивее чем, я когда-либо воображал и это было открытием.

Девлин так говорил о том моменте, когда он впервые узнал о том, что ожидало его в качестве дизайнера олимпийских монет: "Это привело меня в ужас и я было хотел отказаться, потому что не знал как же сделать все это. Очевидно, требования были установлены кем-то, кто ничего не понимает в дизайне монет. Но затем я должен был признать что дизайн, хотя и требует привлечения тяжелой работы, все же лучше того, который я мог бы предложить самостоятельно."

Стюарт Девлин очевидно поднялся к вершине творчества, но все же продолжает демонстрировать то, что он называет "прикосновением Мидаса [В древнегреческой мифологии царь Мидас был наделен Зевсом способностью превращать все, чего касался своей рукой в золото. - Прим.перев. – © Алексеев С.В. ]"

                                                                                   "The Numismatist" №7'2000

 
 "
УНИКУМ"№9'2000

 

 



Сайт управляется системой uCoz