Джон Эндрю
МЕДАЛЬЕР С ПРИКОСНОВЕНИЕМ
МИДАСА
ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА
Рожденный
в Гилонге (Австралия) в 1931 году, Стюарт Девлин - человек многих
талантов. В дополнение к его работе с металлами, он также разрабатывал изящную
мебель, сервировки и интерьеры. Его творческий потенциал не ограничен
искусствами: он, например, разработал инструменты для использования во
внутриполостной операционной хирургии и даже разработал небольшой автомобильный
двигатель.
Девлин
обучался на художественного преподавателя во время работы в церковном ювелирном
цехе. Он преподавал с 1952 по 1957 год, когда начал курс изучения ювелирного
дела в Мельбурнском колледже. Хотя курс был рассчитан на трехлетний срок, он
закончил его за один год, достигнув самых высоких оценок, когда-либо
предоставляемых. На основании этого достижения, он поступил на трехлетний курс
обучения в Королевском Колледжу
Искусств в Лондоне. Два года спустя Девлин он был принят в товарищество
Основателей в США и в течение двух лет учился в Колумбийском Университете.
Однако
он отказался от дизайна в пользу скульпторы и создал ряд работ, демонстрируемых
в Нью-Йорке, Лондоне и Сиднее. В 1963 году он выиграл конкурс на проектирование
первой десятичной серии монет Австралии и двумя годами позже открыл мастерскую
серебряных дел в Лондоне.
Большинство
людей не может назвать имени дизайнера из рук которого вышла та или иная
монета, которую они используют ежедневно, не говоря уже о нумизматических памятниках
прошлого. В отличие от известного художника, который для выражения своего творческого
замысла имеет обширный холст, монетный дизайнер работает на совсем небольшой
площади и, чтобы добиться цели должен иметь дело с массой ограничений и
требований, предъявляемых к его изделию монетным двором и многочисленными
чиновниками. Многие из всемирно известных монет созданы анонимно оплачиваемыми
правительством художниками, работающими с творческими ограничениями. И, все же,
несколько подобных дизайнеров выделяются просто поистине ослепительным блеском.
Одна
из этих ярких звезд - Стюарт Девлин, художник, избранный, чтобы запустить возможно
наиболее претенциозную серию Олимпийских монет из когда-либо выпускаемых в мире.
Мне удалось посетить этого гения в то время, как он трудился над серией и я был
поражен тем, что касалось его творческого процесса - сложным дизайном, талантливым подходом, организацией и упорством.
ОЛИМПИЙСКАЯ
ЧЕКАНКА: КРАТКИЙ ОБЗОР
Для
того, чтобы отметить XXVII Олимпиаду современной эры, которая проходит в Сиднее
(Австралия) с 15 сентября по 2 октября 2000 года, австралийское правительство
приняло Олимпийскую Монетную Программу Сиднея'2000 - объединенный проект
Королевского Австралийского Монетного двора и Пертского Монетного двора, под
эгидой оргкомитета для Олимпийских Игр в Сиднее (SOCOG).
Приоритет
в выпуске олимпийских монет принадлежит древним грекам. Первая из таких монет,
возможно, была отчеканена около 480 г. н.э., в честь празднования победы царя
Анаксиласа Мессанского в гонке на колесницах. Теперь, более 2000 лет спустя,
победы в спорте и благородстве человеческого духа будут отмечены поистине
уникальными нумизматическими подарками.
Джон
Эндрю заинтересовался монетами в 5-летнем возрасте. Его нумизматические статьи
и исследования регулярно публиковались начиная с 1969 года. В настоящее время,
Дж.Эндрю является редактором-консультантом журнала "Coin News",
выходящего в Великобритании, и постоянным корреспондентом американской газеты
"Coin World". Эндрю - член Британского Нумизматического Общества,
Королевского Нумизматического Общества и Нумизматической Литературной Гильдии.
Олимпийская
Монетная Программа Сиднея'2000 предусматривает выпуск невероятного до сих пор
количества монет - 52 штуки. Они
выпущены в восьми последовательных сериях. Первая, выпущенная в октябре 1997
года, была полностью распродана в течение нескольких месяцев и спрос на них
постоянно растет, поскольку соглашения были подписаны с национальными
Олимпийскими комитетами всего мира. Монеты продавались более чем в 50 странах,
делая Монетную Программу Сиднея'2000 наиболее энергичной из олимпийских программ,
когда-либо предпринятых страной-организатором игр.
Полный
Олимпийский ряд состоит из 28 алюминиево-бронзовых монет с номиналом в 5
австралийских долларов, 16 5-долларовых монет из серебра 999 пробы и восьми 100-долларовых из золота
999 пробы. 25-миллиметровые в диаметре золотые монеты, весящие по 10 граммов,
имеют ограниченный тираж в 30 000 штук. Серебряные унциевые монеты, диаметром
40,5 мм выпущены тиражом по 100 000 каждая. Оба вида монет отчеканены в качестве
"пруф" Королевским Австралийским Монетным двором (знак монетного
двора "C" - Канберра) и Пертским Монетным двором (знак монетного
двора "P").
Эти
монеты драгоценного металла имеют множество приставок "первый": они -
"самые чистые" серебряные и золотые олимпийские монеты, когда-либо
отчеканенные в мире. Все 16 серебряных и первая из золотых монет показывают цветную
эмблему Сиднея'2000. Они также первые из олимпийских (и первые из австралийских)
монет, включающих в дизайн цветную эмаль, и, наконец, первые в мире, которые
имеют дату "Миллениума".
Все монеты ряда имеют на лицевой стороне
портрет Ее Величества королевы Елизаветы II (как принято на монетах
Великобритании и Британского Содружества). Первые две серии несут портрет,
разработанный Рафаэлем Маклоуфом, в то время как вышедшие с сентября 1998 года,
имеют королевский портрет, разработанный Яном Рэнк-Брэдли.
Оборотный
дизайн монет из недрагоценного металла представляет каждую из 28 спортивных
федераций, участвующих в Играх, начиная со стрельбы из лука до борьбы. Опять
таки это - первый раз, когда все спортивные состязания Олимпийских Игр
представлены в юбилейной программе выпуска монет.
Золотые
монеты интерпретируют различные аспекты спортивного идеала, тогда как серебряные
монеты раскрывают более широкую роль Игр как символа мирной и культурной
гармонии, а также демонстрируют богатую и разнообразную природу Австралии.
Тематическое выражение золотых монет разделено на четыре подкатегории:
"Путь начинается", "Посвящение", "Подготовка" и
"Достижение". Каждая из восьми последовательных серий также включает
две серебряных монеты, одну культурной тематики, а другую - с изображением
представителей флоры и фауны Австралии. Дизайн для этой 24-монетной серии был
разработан Стюартом Девлином, одним из передовых нумизматических дизайнеров
нашего века.
В
ПОИСКАХ СОВЕРШЕНСТВА
Когда
Ян Робинсон, действующий управляющий Королевского Австралийского Монетного
двора, запустил программу в 1997 году, он сказал: "SOCOG, предусмотрел
программу выпуска монет, которые должны отметить достижения Олимпийского Духа
уникально австралийским способом, создав концепцию дизайна, охватывающего самую
сущность спортивной Австралии, ее культуры и характера окружающей среды".
Соответственно, Стюарт Девлин, австралиец по рождению, который переехал в
Лондон в 1965 году, согласился разработать дизайн для 24 золотых и серебряных монет.
Всемирно известный ювелир, скульптор, дизайнер интерьеров и мебели, он создал
штемпеля монет для 36 стран, включая Австралию, для которой он разработал
монеты десятичной системы, впервые увидевшие свет в 1966 и все еще
использующиеся сегодня.
Девлин,
после начала своего "олимпийского приключения", говорил: "Для
меня это было весьма трудной и сложной концепцией... Первые эскизы ряда из
восьми золотых монет изображали, например, олимпийских атлетов. Я долго боролся
с темами "Посвящение" и "Подготовка", необычными для монет.
Серебряные монеты будут иметь два собственных ряда. Каждый будет включать
изображения представителей австралийской флоры и фауны, изумительный материал
для дизайнера, и всегда популярный для сувениров и подарков. Второй серебряный
ряд монет дает мне шанс, чтобы сказать кое-что о культуре Австралии, включая
Австралию во время Игр, отношениях между различными частями Австралии и Играх в
Сиднее... Одна из первых выпущенных серебряных монет основана на некоторых рисунках,
сделанных Новой Перис-Кнеебоне.., первой в Олимпийской истории золотой медалистке
из коренных австралийцев (аборигенов) с которой я имел честь работать. Она
создавала удивительно свежие, образные, сказочные фигуры и дизайн, которые
объединены в действительно интересной монете первой части ряда. Я полюбил ее
работу так сильно, что включил другие рисунки в остальную часть Программы".
СТРАТЕГИЯ
ДИЗАЙНА: ЧЕЛОВЕК И МАШИНА
Начиная
с 1988 года, Девлин использует современные компьютерные технологии, чтобы
воплотить свое артистическое видение в металле как можно более быстро и точно.
Посещая студию Девлина в его доме в Англии в декабре 1998 года, я с изумлением
наблюдал за тем как он вел компьютерную "мышь" так же ловко, как
Леонардо да Винчи в свое время делал набросок, с изящными образами,
появляющимися мгновенно на экране. Я видел как он придирчиво исследовал, крутил
так и сяк выбранную деталь дизайна, изменяя ее до тех пор пока не был полностью
удовлетворен ей и ее местом на эскизе. Хотя Девлии давно пересек черту
60-летия, его опыты с трехмерным изображением, объединенным с виртуальной
реальностью, производят результаты, которые изумляют даже молодых компьютерных
гениев.
В
течение всего времени, которое я провел с Девлином, он обеспечил мне новое
понимание того, как разрабатывается монета. Хотя я и пишу о нумизматике уже в
течение 30 лет, здесь обнаружил, что очевидно недостаточно думал о работе,
заключенной в творческих аспектах чеканки. Предполагаю, что я имел только образ
художника, неторопливо рисующего эскизы, пока он или она не создаст
чего-нибудь, что сочтут официально "удовлетворительным" для
производства.
Ничто не могло быть более далеким от
действительности. День Девлина начинается в 5.30 утра и продолжается до 10 или
11 часов пополудни. В среднем, требуется месяц его труда, чтобы спроектировать
единственную монету. Он тратит приблизительно две недели на исследование, а в
течение двух других недель, фактически заканчивает рисунок. Даже после того,
как он перевел существующий в его сознании образ на экран компьютера, его
работа отнюдь не закончена. Распечатка рисунка еще не раз может быть изменена и
закончена, чтобы добавить глубины замыслу и проработать детали. Заключительный
эскиз должен быть одобрен монетным двором. Уже после одобрения, рисунок
поступает к скульптору, который готовит модель для изготовления штемпеля. Тем
временем, Девлин начинает работу над следующей монетой серии.
В
пределах двух недель, модель возвращается Девлину для его последних штрихов.
"Нюансы изображения и тонкие детали создают различие между настоящим
шедевром и монетой, которая является только одним из обычных выпусков,"
- сказал мне Девлин. В этом процессе,
один единственный промах руки может означать настоящее бедствие и требовать
изготовления другой модели. (Монетный двор использует модель ручной работы,
чтобы создать мастеру условия для работы над штемпелем монеты.)
НАСЛЕДНИК
ЦАРЯ МИДАСА
Поскольку
я долго сидел со Стюартом Девлином перед экраном его компьютера, я постепенно
начал верно постигать тот огромный объем работы, вовлеченный в процесс создания
всего одной монеты. Он объяснил мне, например, свой подход к монете
"Морской путь" ("культурная" серебряная монета Олимпийских
игр, выпущенная в сентябре 1998 года). Официальным требованием было
изображение, олицетворяющее прибытие в Австралию иммигрантов из многих стран.
Девлин создал группу из девяти портретов, окруженную различными видами
транспорта. В центре группы - портрет умудренного годами пожилого аборигена. Он
окружен австралийцами, принадлежащими к разнообразным этническим группам - европейцам,
африканцам и азиатам - чтобы символизировать отправную точку и развитие австралийского
общества. "Когда первый эскиз группы портретов был закончен," -
прокомментированный Девлин, - "было замечено, чтобы в ней не был
представлен "типичный" британский иммигрант". Портрет в центре,
поэтому, был заменен на лицо девочки, представляющей британскую родословную.
Ниже
группы портретов изображена эмблема Сиднея'2000 с шестью Олимпийскими кольцами
в цвете - особенность, обычная для реверсов всех серебряных монет ряда. (На алюминиево-бронзовых монетах
эмблема расположена в поле монеты с помощью рельефа). Окружают более низко
расположенную группу портретов 14 различных судов - от парусного судна до
современного роскошного лайнера, каждое - совершенное представление реального
судна, которое полностью исследовалось прежде, чем помещалось на рисунок. В верхней
половине монеты расположены 14 самолета, от " полет лодка(теплоход) "
на гигантский реактивный самолет. Снова, они - не символические представления,
но изображения(образы) самолетов, которые также подробно изучались.
Во
время моего посещения Девлин работал над дизайном четвертой серебряной монеты
"культурной" категории (выпущена в сентябре 1999 года). Ее
интерпретация - "Мировые
достижения", а предназначение - изображение австралийских достижений в
спорте и искусствах. Рисунок Девлина был еще не закончен, но концепция уже была
завершена. В центре композиции показана карта Австралии, окруженная фигурами
атлетов и деятелей искусств, что символизирует их участие в развитии
международного сообщества.
Поскольку
мы много говорили, вскоре стало очевидно, что он относится к дизайну монет
гораздо придирчивее чем, я когда-либо воображал и это было открытием.
Девлин
так говорил о том моменте, когда он впервые узнал о том, что ожидало его в качестве
дизайнера олимпийских монет: "Это привело меня в ужас и я было хотел
отказаться, потому что не знал как же сделать все это. Очевидно, требования
были установлены кем-то, кто ничего не понимает в дизайне монет. Но затем я
должен был признать что дизайн, хотя и требует привлечения тяжелой работы, все
же лучше того, который я мог бы предложить самостоятельно."
Стюарт
Девлин очевидно поднялся к вершине
творчества, но все же продолжает демонстрировать то, что он называет
"прикосновением Мидаса [В древнегреческой мифологии царь Мидас был наделен
Зевсом способностью превращать все, чего касался своей рукой в золото. -
Прим.перев. – © Алексеев С.В. ]"
"The
Numismatist" №7'2000
"УНИКУМ"№9'2000