МИЛЛЕНИУМ

Предыдущая статья

К оглавлению

Следующая статья

 

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ МОНЕТНОЙ ИСТОРИИ

Десятая глава: XX столетие (1901-2000)


КОНЕЦ ИСТОРИИ МОНЕТ?
XX столетие, пришедшее на смену романтическому XIX, казалось тогда многим грядущим "Золотым веком", веком всеобщего процветания, мира, прогресса... И неудивительно: мировая колониальная система казалась нерушимой и спаянной на века, Европу последние 30 лет не потрясали ни войны, ни революции, казалось, ушедшие в прошлое как страшный сон, изобретения последних лет - телефон, автомобиль, аэроплан - кружили головы и навевали оптимизм, денежные системы большинства государств, основанные на золотом стандарте, не думали шататься. Однако реальность оказалась более прозаической.
Англо-бурская война 1899-1902 гг. - первая война нового века, несколько опередившая его наступление, явилась прологом двух мировых боен, десятков более мелких войн и сотен "локальных конфликтов", унесших на протяжении столетия сотни миллионов человеческих жизней, едва ли не больше, чем за все предшествующие тысячелетия, причем более всего пострадала именно Европа. Череда революций, самой кровавой из которых была Октябрьская, обратили во прах тысячелетние империи и подняли из небытия таких монстров которых не ведала история. Невинные забавы изобретателей и ученых не только принесли пользу людям, но и породили разрушительное оружие - танки, бомбардировщики, мощнейшие орудия, скорострельные пулеметы, выкашивающие целые батальоны пехоты, отравляющие газы и, наконец, ядерное оружие, угрожающее всей жизни на земле.
Устойчивые денежные системы тоже оказались более чем эфемерными: история еще не знала таких периодов инфляции, какими ознаменовались уже первые десятилетия ХХ века: в середине 20-х годов в Германии на предприятиях выдавали зарплату два раза в день так как до вечера деньги, выданные утром, превращались в пустые бумажки; в России в 1921 году деньги перестали разрезать и выдавали целыми листами, а в обиходе появились такие термины как "лимон" (миллион рублей) и "арбуз" (миллиард). В других странах дело обстояло не лучше. Например, сразу после II Мировой войны волна гиперинфляции за-хлестнула Восточную Европу, в частности Венгрию, которая была вынуждена выпускать многомиллиардные купюры. Даже сегодня имеется немало государств, кошельки граждан которых трещат по швам от банкнот с множеством нулей, что, однако не приносит им ни богатства, ни счастья. В относительно благополучной Турции, к примеру, никого не удивишь купюрой номиналом в 5 миллионов лир.
Не устояло перед тяжкой поступью ХХ века и золото. Если в первые годы столетия золотые монеты были обиходными в большинстве стран мира, то уже после I Мировой войны оно практически исчезло из обращения, перекочевав в кубышки запасливых людей и банковские сейфы. Тогда казалось, что это временная мера - на год-другой, но страны постепенно оправлялись от разрухи, а золото оставалось лишь межгосударственной валютой... Конец беспочвенным надеждам положила II Мировая война.
Реально это выглядело так: Германия отчеканила последние золотые монеты (Пруссия, 20 марок) в 1915 году и так и не вернулась к чеканке золота до сегодняшнего дня; Франция - в 1914 и после кратковременной чеканки 100-франковой монеты ("похудевшей" по отношению к довоенной почти в 5 раз) в 1929-1936 годах вернулась золотым (памятным) монетам только в 1989 году; Великобритания отчеканила последние довоенные соверены в 1917 году, затем 4,4 миллиона соверенов и 2,2 полусоверенов (ок.25% от чеканки 1915 года) - в 1925 и символические 5,5 тысяч - в 1937 (правда с 1957 года почти ежегодно чеканятся золотые монеты для нужд международной торговли, коллекционеров и тезаураторов); Россия завершила чеканку золотой монеты еще в 1911 году (теми же штемпелями чеканились золотые монеты для РСФСР и СССР в 1921-1925 годах). Даже благополучные США более-менее регулярно чеканили золотые монеты только до середины 30-х годов (5 долларов до 1929 года, 10 и 20 - до1933), когда Ф.Д.Рузвельт прекратил золотое обращение в стране и тем самым спас страну, задыхавшуюся в тисках "Великой Депрессии" от полного экономического коллапса.
Несколько лучше обстояло дело в заокеанских владения Британской короны: в 1918 году чеканились золотые монеты в Индии (соверены британского образца и мохуры - 15 рупий), в Канаде до 1919 - соверены, в далекой Австралии - соверены до 1931, а в Южной Африке - даже до 1932 года.
Лишь нейтральная Швейцария, ставшая на долгие годы "финансовым заповедником" продолжала чеканить золотые монеты после II Мировой войны в массовых количествах (9,2 миллиона монет по 20 франков в 1947 и 10 млн. - в 1949, по 5 млн. 25-франковых и по 2 млн. 50-франковых в 1955, 1958 и 1959 годах).
Особняком стоит золотая межвоенная чеканка "малых" европейских стран - Албании, Польши, Югославии и др. Эти страны полностью перевели свои золотые запасы в монету, для удобства хранения в надежных зарубежных банках (в частности - в Швейцарии).
После 1960 года массовая золотая чеканка, казалось, полностью ушла в историю. Лишь немногочисленные золотые памятные монеты то там, то здесь появлялись на нумизматическом небосводе. Традиция была нарушена снова в Южной Африке.
Эта бывшая колония Британии, обладая несметными запасами золота, упорно чеканила сверены до 1932 года (дольше всех в Британской Империи), затем возобновила чеканку в 1952 году (уже под названием "понд" ("фунт" на африкаанс), после достижения независимости в 1961 году- "рэнд". Золотой рэнд по традиционно британскому стандарту (рэнд равнялся полусоверену массой в 3,99 гр золота 917 пробы, 2 рэнда - соверену - 7,98 гр) чеканился до 1980 года, уступив место "крюгеррэнду" массой в тройскую унцию золота - 33,93 гр 917 пробы. ЮАР чеканит монеты в 1/10, 1/4, 1/2 и 1 крюгеррэнд с портретом легендарного бурского президента ЮАР Пауля Крюгера и традиционной антилопой на реверсе до настоящего дня, пытаясь, правда, в последние годы заменить эту явно "белую" монету нейтральными "протеа" и "натура".
Лучше обстояло в ХХ столетии дело с серебром, которое, правда, в последнее время из монетного металла превратилось в технический.
Начиная с середины XX века, развитие науки и техники, возникновение новых отраслей промышленности привело к резкому увеличения потребления серебра.
Перспектива "серебряного голода" стала ощутимой более 40 лет назад. К тому времени американские специалисты подсчитали, что если цена серебра, используемого на промышленные нужды, поднимется до 4,49 цента за грамм, станет прибыльным извлекать его из обращающихся в большом количестве долларовых, 50-, 25- и 10-центовых монет, которые при наличии 24,057 г чистого серебра в долларе и 900-й пробе сплава имеют цену серебра в монете 4,17 цента за грамм (разница в 0,32 цента составила бы стоимость пе-реплавки монет и очистки серебра). Таким было положение в 1956-1960 гг., когда соотношение между официальной ценой слиткового золота и серебра в Нью-Йорке держалось на уровне 1 : 38,5. Но в 1964-1966 гг. соотношение было уже 1 : 27,0; в 1967 г. оно изменилось до 1 : 22,6, а в 1968 г. стало 1 : 16,3. К этому непрерывному повышению цены серебра привела научно-техническая революция, в ходе которой серебро стало одним из важнейших по применению промышленных металлов.
Судьба серебра-металла сказалась и на судьбе серебра-монет. В 1934 г. при содержании в долларе США серебра 24,057 г., а золота 0,888671 г принудительное соотношение оказалось 27:1, в то время как фактическое было 70,5:1. Но поскольку в 1964 г. принудительный курс совпал с фактической ценой на слитковое серебро, выраженной в золоте, а тенденция к повышению цен на серебро действовала неуклонно, правительство США 23 июля 1965 г. приняло закон о постепенной замене старых серебряных монет на новые: полудолларовые серебряно-медные с содержанием серебра 40% вместо прежних 90% и разменные медно-никелевые.
Правительство Франции, принявшее в 1960 г. решение о переходе на "тяжелый" франк, оказалось достаточно прозорливым, так как новые серебряные пятифранковые монеты, которые по курсу валют того времени были равны примерно доллару, имеют лигатурную массу лишь около 12 г, т. е. вдвое меньше, чем масса чистого серебра в обращавшихся еще тогда долларах США.
Начиная с 60-х годов потребление серебра в мире превышает его производство примерно в два раза. Нехватка удовлетворяется за счет накопленных ранее запасов и изъятия его из денежного обращения. Так, с 1959 по 1968 г. потребление серебра для чеканки монет сократилось в капиталистических странах с 2687 до 706 т, а для промышленных нужд возросло с 6621 до 10801 т. В период же с 1901 по 1968 г. производство серебра составило 432900 т, в среднем за год, стабильно, по 7 тыс. т., к 1980 г. производство серебра достигло 8,5 тыс. т, к 1990 г.- 10 тыс. т и к 2000 г.- 12 тыс. т.
Сейчас нет ни одной отрасли промышленности, в которой в том или ином виде не применялось бы серебро, его сплавы или соединения. В. М. Малышев и Д. В. Румянцев в книге "Серебро" отмечают, что главными потребителями серебра в настоящее время являются фотография, кинематография, металлография, микрофотография, рентгенография, спектрография и т. д., где серебро используется в виде солей. Широко применяется серебро как металл для изготовления контактов и проводников в электротехнике и радиотехнике. Много его расходуется на производство припоев, изготовление сосудов для хранения агрессивных жидкостей, а также в медицине и медицинской промышленности. По-прежнему серебро является традиционно-популярным материалом для изготовления посуды и украшений.
На протяжении более двух с половиной тысячелетий серебро было драгоценным валютным металлом, строго учитываемым на всех стадиях производства и использования. Из этого наиболее пластичного металла были отчеканены и в силу его благородства сохранились за весь 2500-летний период ценные нумизматические памятники, в числе которых - интересные и важные. С середины XX столетия серебро превращается в еще более дорогостоящий чисто технический металл, его промышленное применение быстро расширяется, а будущее непосредственно связано с дальнейшим прогрессом науки и техники.
Кратковременно прекратившись на период I Мировой войны, чеканка серебра быстро возобновилась почти во всех странах (правда, изрядно сократилась масса монет и их проба), но II Мировая "добила" ее практически полностью. Лишь немногие страны могли позволить себе чеканку серебряной монеты для обращения и то ненадолго. Великобритания вынуждена была перейти на медно-никелевый сплав вместо серебра в 1947 году, Австралия - в 1963, США - в 1965, Канада, Швеция и Швейцария - в 1968, Франция и Австрия - в 1973 и, наконец, Германия - в 1974 году.
Процесс замены традиционных монетных металлов другими начался еще в XIX веке, когда медь в разменных монетах была заменена более практичной и износоустойчивой бронзой, а кое-где никелем или медно-никелевым сплавом. Настоящая революция произошла с началом ХХ столетия. В 1907 году на мировую арену вышел алюминий (1/10 пенни Британской Западной Африки и 1/2 цента Восточной Африки), первые опыты по применению которого начались в 1860-х годах. Массовая чеканка из алюминия стала возможной после открытия относительно дешевого способа его получения в 1886 году. Доля алюминиевых монет в мире постепенно росла, до тех пор пока после II Мировой войны алюминий не вытеснил все остальные монетные металлы в монетном обращении таких стран как ГДР, Вьетнам, Монголия, Венгрия, Польша и др. Другой эрзац-металл - цинк, превалировавший в 1914-1950 годах не удержался на плаву и теперь практически не используется в чистом виде (в настоящее время цинк в основном покрывают медью как 1 цент США с 1982 году). Зато железо, хотя и довольно медленно, завоевывает позиции. В начале столетия железные монеты чеканили только Германия и Австрия, а к концу (покрытые медью, латунью и никелем) - львиная доля всех стран мира, включая Россию.
К 1960-м годам бронзу вытеснила латунь и другие "желтые" медные сплавы, а к 1990-м - сталь (железо) покрытая латунью или медью. Сегодня чисто латунными остались, в основном, памятные монеты. То же самое произошло и с медно-никелевым сплавом.
Если в прошлые столетия прослеживалась практика постепенного снижения массы монет из драгоценных металлов, то в конце XX постепенно снижались размеры и вес уже "обычных" монет. Примером этого явилась Великобритания, последовательно изменившая в 1980-90-е годы параметры практически всех разменных монет.
Как уже говорилось выше, драгоценные металлы с 1970-х годов используются только при изготовлении памятных монет. Подобная практика внесла изменения и в их чеканку. Все более применяются сплавы серебра 0.999 (99,9% металла в сплаве) и выше, что невозможно было представить ранее, когда метал из-за его мягкости приходилось легировать медью, цинком и пр., что не позволяло поднять пробу выше 0.925.
В последней трети ХХ столетия снова появилась на нумизматической арене платина, которая после неудачной попытки применения в качестве монетного металла в России (1828-1845гг), казалось, навсегда перешла в разряд технических. И опять пионером ее применения выступила Россия (вернее СССР), выпустившая в 1977-1980гг. 5 памятных монет к Олимпиаде'80 в Москве. В 1980-е годы инициативу подхватил монетный двор Побджой, чеканящий знаменитый платиновый нобль для острова Мэн, а сегодня платиновые монеты выпускают десятки государств. Таким же новшеством был и выпуск в 1987 году первой палладиевой монеты в 25 долларов для Бермудских островов. Последнее по времени новшество принадлежит Гибралтару (опять монетный двор Побджой), выпустившему 1999 году первую в мире монету из титана. Символично, что выпуск посвящен встрече Миллениума. Как знать, не ждет ли нас в третьем тысячелетии царство титановых монет - поистине вечных.
Настоящей революцией был выпуск в 1982 году биметаллических монет (стальное кольцо и бронзовый центр) номиналом в 500 лир в Италии, а также в Сан-Марино и Ватикане. К 2000-году трудно найти государство, не имеющее хотя бы одной биметаллической монеты, а Франция пошла даже дальше, выпустив в 1992 первую в мире триметаллическую монету (медно-никелевое внешнее кольцо и центр и бронзовое внутреннее кольцо). Вот пример возрождения древней технологии - первые биметаллические монеты чеканились еще в Древнем Риме. Не редки сегодня и биметаллические монеты из драгоценных металлов (золото-серебро) или с золотыми аппликациями (например, монеты канадской "авиационной" серии).
Поистине нелеп "выбрык" (по другому не назовешь) опять-таки монетного двора Побджой, выпустившего в 1997 году для африканской страны Съерра-Леоне золотую монету в 100 леоне (посвященную ни много, ни мало 100-летию бриллиантового юбилея королевы Виктории!) с вкрапленным на груди королевы бриллиантом в 0,6 карата! Тираж монеты не так уж мал - 3,5 тысячи штук, а рыночная цена тоже не маленькая - 200 долларов США.
1990-е годы дали нумизматам казалось невозможное - цветные монеты. Теперь нередки монеты с окрашенным изображением (или частью его), даже с голографической аппликацией.
Разнообразны и сами формы монет ХХ века: здесь и квадратные монеты, и многоугольные, и с отверстием в центре, и с волнистым краем. В 1988 году начали чеканить треугольные монеты для островов Кука, в 1997 году прямоугольные в Китае, а в 1999 - овальные в Замбии.
Казалось бы дальше идти некуда, но и тут фантазия монетных мастеров неисчерпаема: 1997 год удивил всех совместной серией тихоокеанских государств Кирибати и Западное Самоа, посвященной предстоящему Миллениуму. Каждая монета серии состоит из двух половин, совмещенных по сложной линии, одна из которых принадлежит Кирибати, другая - Самоа. Однако и это не предел: Тувалу, Фиджи и Западное Самоа в 1998 году выпустили уже трехчастевую монету. Надо думать на очереди монеты-ромашки.
Неисчерпаемы поводы по которым выпускаются памятные монеты. Выше уже упомянуто 100-летие бриллиантового юбилея королевы Виктории, а в прошлом 1999 году Британское Содружество пышно отметило 99-летие королевы-матери, что не помешало не менее пышно отметить в нынешнем уже ее 100-летие. Надо думать не за горами 101-я годовщина и новые монеты. Более того: выпуском нескольких монет отмечено даже полное солнечное затмение, произошедшее в 1999 году, а также мифическая "проблема 2000", которой с упоением пугали всех задолго до наступления 2000 года. Как тут не вспомнить о легендарном российском "юбилее граненого стакана" и советских "всенародных" праздниках типа "Дня мелиоратора"!
Поражают и сами территории, для которых чеканятся монеты. По сравнению с таким эмитентом как Олдерни (один из островов Нормандского архипелага, владения Великобритании, площадь 8 км2, население - 1686 человек), от имени которого с 1989 выпущено 19 различных памятных монет (если считать разновидности по металлу - 37) общим тиражом более 100 тысяч (!) штук, то есть больше чем по 50 на брата, Сан-Марино со своими 60 км2 и 24 тыс. населения кажется настоящим гигантом. Перещеголял Олдерни тихоокеанский остров Питкерн (5 км2 и 68 человек населения), имеющий 9 собственных монет с суммарным тиражом более 120 тыс. штук. Однако и это - не предел: последний год ХХ столетия ознаменовался выпуском серии памятных монет для архипелага Южная Георгия, имеющего площадь 4,2 км2 и не имеющего постоянного населения (только десяток-полтора метеорологов-вахтовиков и пара-другая тысяч пингвинов). Сравните-ка с нашей Чукоткой площадью в 737,7 тыс. км2 и населением в 124 тысячи человек!
Романтизм XIX столетия не изжил себя и на исходе ХХ, что доказывается, например, планами введения единой общеевропейской валюты - евро. Не за горами 2002 год, когда национальные монеты и банкноты большинства западноевропейских государств планируется заменить евроцентами и евро. Причем на национальных реверсах монет будут соседствовать республиканские гербы и эмблемы и портреты монархов. Хочется надеяться, что проект Евросоюза не повторит почивший в бозе Латинский Союз с его унификацией монетных систем. Кстати, некоторые из его членов (Великобритания, например) скептически относятся к нововведениям и менять валюту не хотят. Еще безналичный евро и его предшественник "экю", однако, вызвали целый фейерверк памятных монет с экзотическими номиналами. Как вам понравится, к примеру, номинал в 6,55957 франка на французской монете в 10 евро 1999 года?
Уходящий век принес слишком много изменений и новинок, чтобы обо всех можно было рассказать в кратком очерке. Как бы то ни было, а столетие (и тысячелетие) близится к своему завершению и постепенно уходит в историю. Не за горами двенадцатый удар курантов, возвещающий о начале нового тысячелетия. Каким оно будет? Сотни самых разных людей с уверенностью делают прогнозы. Сбудутся ли они? Время покажет.

С НОВЫМ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕМ ВАС, ДОРОГИЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ!

УНИКУМ №12'2000

© Алексеев С.В

 

 



Сайт управляется системой uCoz