Вольфганг Мельхаузен
ДАРИУС И ГИРЕНАС – ЛИТОВСКИЕ ГЕРОИ НЕБА
Наверное далеко не все знают, что Литва
- эта небольшая страна на побережье Балтики имеет столько выдающихся успехов в
истории освоения воздушного пространства. Те, кто собирают монеты Литвы,
знакомы с одним из последних выпусков – 50-литовой монетой 2000 года,
посвященного Казимирасу Семенявичюсу (1600-1651) – литовскому “пионеру
ракетостроения”.
Эта монета отчеканена по поводу 350-й
годовщины опубликования труда “Высокое искусство артиллерии”. Литовский генерал
уже тогда имел гениальное предвидение о трехступенчатых ракетах, но все же, в
отличие от фантаста Жюля Верна или русского ученого Константина Эдуардовича
Циолковского, он практически неизвестен за пределами Литвы.
Речь идет о двух литовских летчиках 30-х
годов. На лицевой стороне 10-литовой памятной банкноты 1991 года (повторные
выпуски в 1997 и 2001 году) изображены два
человека в летных шлемах, на оборотной стороне мы видим небольшой самолет
летящий над волнующимся морем. Только при более пристальном взгляде можно различить
смутные очертания Америки и Европы.
Обоим литовским летчикам Стефанасу
Дариусу и Стасису Гиренасу посвящена также медно-никелевая памятная монета
достоинством в 10 литов
1993 года, отчеканенная в честь 60-летия их выдающегося подвига.
Напрасно вы будете искать имена пилотов
в большинстве энциклопедий. Например в популярной “Internet Encyclopedia
Britannica” после имени “Darius”, принадлежащему Милхейду Дариусу, французскому
композитору, идет Дариус III, царь Персии.
Дариус и Гиренас принадлежали к числу
первых летчиков, которые решились на трансатлантический полет. Они задумали
полет из Нью-Йорка в Каунас (памятная медаль). Первый,
кому удалось пересечь Атлантику, был американский летчик Чарлз Линдберг. Он 20
мая 1927 года совершил полет из Нью-Йорка в Париж за 33,5 часа.
Оба литовских летчика начали перелет 15
июля 1933 года в Нью-Йорке с целью преодолеть 6400 км до тогдашней временной
столицы Литвы города Каунас.
Цели полета они не достигли никогда.
Самолет Дариуса и Гиренаса рухнул в сосновом лесу на территории Польши 17 июля
1933 года, не дотянув всего 650 км до цели полета. Причина гибели пилотов,
пожалуй, так никогда и не будет выяснена достоверно.
Литовцы до сих пор уверены, что машину сбила немецкая противовоздушная оборона.
Так как после аннексии литовскими войсками немецкой Мемельской области (ныне
Клайпеда), дружеские связи между Германией и Литвой были разорваны
бесповоротно. Однако, одновременно, были более чем напряженны и связи между
Польшей и Литвой из-за того, что литовская столица Вильно (Вильнюс) и вся
восточная Литва с 9 октября 1920 до сентября 1939 года была аннексирована Польшей. Между этими странами не
существовало никакого сотрудничества при расследовании этой трагической
авиакатастрофы, а теперь, по прошествии 68 лет и разрушительной войны что-либо
точно утверждать невозможно.
Как бы то ни было, но Стефанас Дариус и
Стасис Гиренас навсегда останутся в памяти литовцев, да и всего остального мира
как выдающиеся пилоты и истинные герои.
“Munzen Revue” 9’2001
©Перевод с немецкого
Ерпылев А.Ю.
© «Уникум» №10’2001