НУМИЗМАТИКА

Предыдущая статья

К оглавлению

Следующая статья

 

Вольфганг Мельхаузен

ДАРИУС И ГИРЕНАС – ЛИТОВСКИЕ ГЕРОИ НЕБА

Наверное далеко не все знают, что Литва - эта небольшая страна на побережье Балтики имеет столько выдающихся успехов в истории освоения воздушного пространства. Те, кто собирают монеты Литвы, знакомы с одним из последних выпусков – 50-литовой монетой 2000 года, посвященного Казимирасу Семенявичюсу (1600-1651) – литовскому “пионеру ракетостроения”.

Эта монета отчеканена по поводу 350-й годовщины опубликования труда “Высокое искусство артиллерии”. Литовский генерал уже тогда имел гениальное предвидение о трехступенчатых ракетах, но все же, в отличие от фантаста Жюля Верна или русского ученого Константина Эдуардовича Циолковского, он практически неизвестен за пределами Литвы.

Речь идет о двух литовских летчиках 30-х годов. На лицевой стороне 10-литовой памятной банкноты 1991 года (повторные выпуски в 1997 и 2001 году) изображены два человека в летных шлемах, на оборотной стороне мы видим небольшой самолет летящий над волнующимся морем. Только при более пристальном взгляде можно различить смутные очертания Америки и Европы.

Обоим литовским летчикам Стефанасу Дариусу и Стасису Гиренасу посвящена также медно-никелевая памятная монета достоинством в 10 литов 1993 года, отчеканенная в честь 60-летия их выдающегося подвига.

Напрасно вы будете искать имена пилотов в большинстве энциклопедий. Например в популярной “Internet Encyclopedia Britannica” после имени “Darius”, принадлежащему Милхейду Дариусу, французскому композитору, идет Дариус III, царь Персии.

Дариус и Гиренас принадлежали к числу первых летчиков, которые решились на трансатлантический полет. Они задумали полет из Нью-Йорка в Каунас (памятная медаль). Первый, кому удалось пересечь Атлантику, был американский летчик Чарлз Линдберг. Он 20 мая 1927 года совершил полет из Нью-Йорка в Париж за 33,5 часа.

Оба литовских летчика начали перелет 15 июля 1933 года в Нью-Йорке с целью преодолеть 6400 км до тогдашней временной столицы Литвы города Каунас.

Цели полета они не достигли никогда. Самолет Дариуса и Гиренаса рухнул в сосновом лесу на территории Польши 17 июля 1933 года, не дотянув всего 650 км до цели полета. Причина гибели пилотов, пожалуй, так никогда и не будет выяснена достоверно.

Литовцы до сих  пор уверены, что машину сбила немецкая противовоздушная оборона. Так как после аннексии литовскими войсками немецкой Мемельской области (ныне Клайпеда), дружеские связи между Германией и Литвой были разорваны бесповоротно. Однако, одновременно, были более чем напряженны и связи между Польшей и Литвой из-за того, что литовская столица Вильно (Вильнюс) и вся восточная Литва с 9 октября 1920 до сентября 1939 года была аннексирована  Польшей. Между этими странами не существовало никакого сотрудничества при расследовании этой трагической авиакатастрофы, а теперь, по прошествии 68 лет и разрушительной войны что-либо точно утверждать невозможно.

Как бы то ни было, но Стефанас Дариус и Стасис Гиренас навсегда останутся в памяти литовцев, да и всего остального мира как выдающиеся пилоты и истинные герои.

 

 “Munzen Revue” 9’2001

 

 

©Перевод с немецкого Ерпылев А.Ю.

© «Уникум» №102001

 

 



Сайт управляется системой uCoz