ПРОСЛАВЛЕННЫЕ МАСТЕРА

Предыдущая статья

К оглавлению

Следующая статья

 

Урсула Кампманн

МЕДАЛЬЕР ИЗ ЖЕНЕВЫ

325 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЖАНА ДАСЬЕ (1676-1763)

 “Между улицами Рю-де-Вольтер и Рю-де-ла-Серветт в Женеве, – так начинает Маттео Кампаньолло свое повествование о одном из самых значительных медальеров XVIII столетия – лежит маленькая улочка, которую назвали в честь Жана Дасье. Улочка эта лежит в стороне от оживленных мест и только немногие из женевцев, которые живут поблизости, знают, своего соотечественника, в честь которого она названа. Так же как и улица, затерявшаяся  сегодня в большой Женеве, там же находится дом, где жил Дасье, а так же небольшой мюнцкабинет, в котором  собрано некоторое количество работ медальера”.

При всем этом слава Жана Дасье, умершего почти две с половиной сотни лет назад, прошла через время. Имя Дасье включено во многие энциклопедии в качестве примера талантливого гравера. Он обращался во многих  королевских дворах Европы, посвящал свои работы правителям и правительницам, был знаком со всеми основными деятелями церкви того времени и все же умер в тихой, провинциальной Швейцарии мирно, в кругу своей семьи, в собственном женевском домике.

Жан Дасье, которому посвящена недавняя  нумизматическая выставка “Musee d'art et d'histoire”, происходил из простой женевской семьи. Отец Жана был городским резчиком монетных штемпелей (Женева имела право на чеканку собственной монеты и чеканила ее до середины XIX столетия) и изготовил их множество в последней четверти XVII - начале XVIII столетия. Желая продолжить династию, он послал своего одаренного сына в Париж, чтобы там он получил наилучшее образование.

Закончив обучение, Жан Дасье снова возвратился в Женеву. Первой его самостоятельной работой города была наградная медаль, которую он изготовил по поручению академии и колледжа Женевы. Вместе с отцом он работал на Женевском монетном дворе и, все же, это было недостаточно для него. В свое свободное время он гравировал небольшие предметы роскоши, например, табакерки и корпуса часов. Дасье разработал процесс, который позволил ему значительно упростить работу над штемпелями, так что его изделия, изготовленные с таким же мастерством как и у других ювелиров, производились, однако, со значительно меньшими затратами и Дасье мог поставлять их более дешево, чем конкуренты. Женева тогда была известна во всем мире точными и роскошными часами и изготовители часов охотно покупали у Дасье корпуса его работы, прославляя этим медальера на всю Европу.

Жан Дасье постепенно приобрел достаточное влияние в Женеве. Его цех был оснащен самой современной по тому времени техникой. Таким образом, он принадлежал к числу немногих ремесленников, которые имели собственные прессы и могли производить собственные медали. Именно из-за него граверы Женевской Республики создали свое профессиональное объединение и всем, кто не принадлежал к этой корпорации, запрещали работать в этой отрасли. Богатый Дасье мог теперь посвятить себя собственным интересам – изготовлению памятных медалей.

В 1718 году Дасье выпустил серию из 60 игральных марок. Изображения на них были взяты из первых четырех книг “Метаморфоз” античного автора Овидия. Заказчиком серии был Жером Руссель, но он умер и успел произвести только немногие из этих марок, поэтому Жан Дасье продолжил дело. Вместе с торговцами он заново выпускал эти игральные марки по-новому и сегодня они очень редки.

Настоящим прорывом было изготовление Дасье серии медалей, посвященных деятелям искусства и другим медальерам  эпохи Людовика XIV. Серия прославила его на весь образованный мир того времени оформлением и тщательной проработкой деталей. В то время, когда еще не было фотографии, эта серия медалей служила важной цели. За “Известными мужами” последовали “Реформаторы” – 24 просто оформленных медали, на которых показаны крупные теологи Реформации.

Успехом пользовался Жан Дасье также и в Англии. Королева Каролина, жена короля Британии Георга II, лично попросила его, изготовить серию медалей с портретами легендарных и реальных королей Англии. Эта серия выпускалась и продавалась Дасье и его наследниками вплоть до XIX столетия. Следующая малая серия относилась к Англии и была посвящена известным англичанам. Этот небольшой шедевр увидел свет в 1738 году и включал всего девять медалей.

Оставил свой след Дасье и в истории России. В 1757 году швейцарский медальер участвовал в своеобразном конкурсе лицевых сторон российских монет, наряду с английским гравером Бенджаменом Скоттом. Англичанин резал портрет императрицы Елизаветы практически не отступая от устоявшегося за 16 лет правления государыни стиля - погрудный портрет с маленькой головкой. Дасье же пожертвовал пышным платьем с орденской лентой и создал реалистичный портрет красивой женщины, тщательно проработав прическу  и малую корону на голове и лишь слегка наметив платье, более похожее на античную драпировку. С портретом Дасье были отчеканены серебряный рубль и золотой 10-рублевик. Работа прославленного медальера опередила время и была исполнена в стиле характерном больше для XIX столетия, чем для пышного и вычурного XVIII.

Императрица осталась недовольна работой Дасье из-за ее излишнего реализма. Мастер не стал льстить Елизавете, показав ее слишком короткий нос “уточкой” и довольно большие уши, которые остальные граверы скрывали прической – изъяны, которые она сама считала уродством. В серию “рубль Дасье”, не говоря уже о 10-рублевике, не пошел и сейчас он очень редок (гораздо реже рублей Ивана Антоновича). Однако наградила медальера императрица отменно - в этом был “большой политик”. Жану Дасье шел тогда уже 81-й год...

Скончался прославленный и обласканный европейскими монархами медальер Жан Дасье в возрасте от 88 лет. Инструменты, штемпеля и пуансоны работы мастера примерно 100 лет спустя его потомки передали в дар городу Женева. Таким образом был воссоздан неповторимый ансамбль в мюнцкабинете “Musee d'art et d'histoire” Женевы. Вместе с мюнцкабинетомЛозанны, который имеет значительную часть наследства Дасье, была организована выставка, которую можно посетить до 3 февраля 2002 года в Женеве. Одновременно выходит из печати каталог изделий Жан Дасье и его сына под редакцией Уильяма Эйслера. Речь идет о первой монографии, описывающей жизненный путь этих прославленных деятелей искусства.

 

©Перевод с немецкого Ерпылев А.Ю.

© «Уникум» №122001

 

 



Сайт управляется системой uCoz